Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Амбротип. Полное руководство

Вступление

Амбротипия (от древнегреч. Ἀνβροτός — «бессмертный», и τύπος— «отпечаток») — вариант мокроколлодионного процесса, изобретённого в середине 1850-х Фредериком Скоттом Арчером. В результате этого процесса получается позитивное изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской или же черной в массе.

Само слово амбротипия изначально имело совсем другой смысл. В 1854 году Джеймс Ансон Каттинг запатентовал метод монтирования пластин полученных мокроколлодионным способом. Он придумал покрывать сторону со слоем коллодия лаком или канадским бальзамом, после чего накрывать сверху вторым стеклом. Таким образом полностью предотвращался доступ кислорода (окислителя) к коллодионному слою, что способствовало более длительному хранению. Он и придумал назвать такой способ «амбротипия» — бессмертный. Стекло, однако, вскоре стали покрывать только лаком, а вот слово настолько прижилось, что им стали именовать популярные в те времена позитивные коллодионные пластинки. Сам же Джеймс был настолько горд своим открытием, что сменил имя и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг.

Часть 1. Химия процесса

Коллодий

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Стеклянный мерный стакан
  • Стеклянная бутыль с плотной пробкой
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики

Химия:

  • Коллодий 4%
  • Спирт
  • Эфир
  • Дистиллированная вода
  • Кадмий Бромистый
  • Калий Йодистый
Приготовление коллодия - Химия процесса - Амбротип

Формулы

Коллодий Фотографический (2%)

Часть А
Коллодий 4%   

Часть Б

Спирт
Эфир

Коллодий Фото

Часть А + Часть Б


— 300 мл


— 200 мл
— 100 мл



Для смешивания понадобится стеклянный мерный стакан и бутыль для хранения.
Вначале отмеряем необходимое количество коллодия и заливаем в бутыль для хранения. После смешиваем эфир со спиртом в освободившемся мерном стакане. И, наконец, вливаем эфирно-спиртовую смесь в приготовленный коллодий. 

Приготовленный коллодий может храниться достаточно долго при условии того, что бутыль хорошо закрыта. Хранить его лучше в бутылке из темного стекла в прохладном и темном месте.  Для хранения коллодия отлично подходят бутылки со специальными пробками .

Коллодий Соляной

Часть А
Коллодий Фотографический (2%)

Часть Б

Дистиллированная вода
Кадмий Бромистый

Часть В
Дистиллированная вода
Калий Йодистый

Коллодий Соляной

Часть А + Часть Б + Часть В


— 140 мл


— 3 мл
— 1.5 г


— 3 мл
— 2 г



Вначале следует приготовить части Б и В: для этого отмеряем необходимое количество соли и заливаем водой, а потом размешиваем до полного растворения.
Коллодий отмеряем в стеклянном мерном стакане, выливаем в новую бутылку для хранения.
После добавляем в ту же бутыль сначала Часть В, затем Часть Б. Далее закрываем крышкой и хорошо трясем.

Сразу после приготовления коллодий помутнеет и цвет его изменится на желтоватый. Это говорит о том, что все реакции проходят нормально.

Важно! Перед тем, как начинать работать с приготовленным коллодием, необходимо выдержать его в течение двух недель.

Серебряная Ванна

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Стеклянный мерный стакан (новый)
  • Пластиковая или стеклянная бутыль из темного стекла
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики
  • Фильтры
  • Воронка
  • Ареометр

Химия:

  • Нитрат серебра
  • Дистиллированная вода
Серебряная ванна - Химия процесса - Амбротип
Формулы

Серебряная Ванна

Часть А
Дистиллированная вода
Нитрат Серебра

Часть Б
Дистиллированная вода


— 800 мл
— 100 г


— до 1 л

В новый стеклянный или пластиковый мерный стакан необходимо налить 800 мл дистиллированной воды, после, помешивая, засыпать нитрат серебра. Далее следует размешать все до полного растворения. В конце долить дистиллированной воды до литра общего раствора.
Если при добавлении нитрата серебра вода помутнела — это говорит о плохом качестве дистиллированной воды.
После приготовления раствор следует профильтровать.

Раствор для серебряной ванны следует хранить в темной, желательно полностью непрозрачной бутыли из стекла или пластика. Раствор необходимо постоянно фильтровать и следить за ним.

ВАЖНО: работать с нитратом серебра следует в перчатках и, желательно, очках. Следите за тем, чтобы раствор не попал на пораженные участки кожи и глаза.

Перед первой съемкой раствор серебра необходимо стабилизировать, для этого в него на ночь погружается пластина, покрытая коллодием. После этой процедуры работать с раствором серебра необходимо только при красном свете.

Периодически (примерно раз в три месяца) раствор серебра необходимо очищать и выравнивать количество нитрата серебра в нем. Для этого раствор налить в большую бутыль из прозрачного стекла и выставить на солнце на неделю, закрыв марлей. За это время растворенные в небольших количествах эфир и спирт выветрятся, а соли, кусочки коллодия и органика выпадут в осадок. После раствор профильтровать.

После очистки раствор следует выровнять количество нитрата серебра  в растворе, для этого раствор налить в мензурку и опустить ареометр (ареометр должен содержать шкалу с числами 1060-1080). Температура при измерении должна быть 20оС. Правильная плотность раствора 1065-1080, при меньших значениях необходимо добавить нитрата серебра, при больших — дистиллированной воды.

После следует повторить процедуру стабилизации.

Приготовление серебра - Химия процесса - Амбротип

Проявитель

Необходимые компоненты: 

Посуда:

  • Мерный стакан
  • Пластиковая бутыль
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики
  • Фильтры (можно для кофе)
  • Воронка

Химия:

  • Железный Купорос
  • Спирт
  • Дистиллированная вода
  • Ледяная Уксусная Кислота (или Уксус/Уксусная эссенция)
  • Сахар
Приготовление серебра - Химия процесса - Амбротип

Формула

Проявитель Сахарный

Дистиллированная вода
Железный Купорос
Сахар
Ледяная Уксусная Кислота
Спирт

— 200 мл
— 10 г
— 12 г
— 8 мл
— 8 мл

Смешиваем ингредиенты в приведенной последовательности, постоянно помешивая раствор. После полного растворения процеживаем через фильтр в бутыль для хранения. Цвет раствора может быть от светло-зеленоватого до светло-коричневого.


Фиксаж

Фиксаж- Химия процесса - Амбротип Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Мерный стакан (новый)
  • Пластиковая или стеклянная бутыль
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики

Химия:

  • Тиосульфат натрия
  • Дистиллированная вода

Формула

Фиксаж Обычный

Часть А
Дистиллированная вода
Тиосульфат натрия

Часть Б
Дистиллированная вода


— 800 мл
— 200 г


— до 1 л

Засыпать 200 г тиосульфата натрия в 800 мл дистиллированной воды и размешать до полного растворения. После долить дистиллированной воды до одного литра общего объема раствора.

Тиосульфат натрия можно заменить на тиосульфат аммония или быстрый фиксаж (Ilford Rapid Fixer), разводя последний в пропорции 1+4. При этом качество картинки не изменится, однако процесс фиксирования будет проходить гораздо быстрее.

Приготовление Лака

Лак - Химия процесса - Амбротип Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Банка  с крышкой
  • Стеклянная бутыль для хранения лака
  • Весы
  • Воронка
  • Фильтры

Химия:

  • Сандарак
  • Спирт
  • Лавандовое масло

Формула

Лак Сандараковый

Сандарак
Спирт
Лавандовое масло

— 31 г
— 200 мл
— 16 мл

Смешиваем составляющие в банке, закрываем крышкой и оставляем растворяться на несколько дней, периодически хорошо встряхивая банку.
После приготовления лак необходимо профильтровать несколько раз.


Готовый лак хранится долго (лучше в прохладном темном месте), но его необходимо периодически фильтровать.


Часть 2. Приспособления и техника

Камера и объективы

Для этого процесса необходимо использовать камеру большого формата.  При выборе камеры учитываются следующие параметры: максимально возможный размер амбротипа, назначение и цена. Камеры бывают деревянные и металлические, современные и антикварные.

При выборе в первую очередь важно определиться с типами возможных съемок: для студии подойдет и тяжелая металлическая камера, а вот на природу лучше выбирать что-то легче и компактнее, для съемки натюрмортов и архитектуры необходимо наличие подвижек стандартов камеры. 

Уделите внимание меху — он не должен «светить». Периодически проверяйте его, поместив внутрь камеры мощную лампочку и выключив свет в помещении.

Крупноформатная камера - Оборудование для амбротипа

Не меньше (а скорее — больше) камеры важен объектив. Для натюрморта и пейзажа можно брать современный и простой, а вот для портрета подходят только старинные светосильные объективы.  Такие объективы необходимы вследствие того, что коллодий имеет очень малую светочувствительность (примерно 1 ISO, не более).

Среди фотографов, снимающих амбротипы, особенной популярностью пользуются объективы портретной схемы Пецваля (Petzval) различных производителей. Наиболее яркие — это Dallmeyer серии A и B. Такие объективы дают запоминаемую объемную картинку и позволяют снимать на достаточно коротких выдержках.

Объективы - Оборудование для амбротипа

Параметры объективов выбираются точно так же, как и для других типов аппаратов: штатный объектив — это объектив с фокусным расстоянием, равным диагонали кадра. Так, для кадра 8х10" штатным будет объектив с фокусным расстоянием 12" (примерно 300мм).

Освещение

Для фотографии необходим свет. Амбротипия в том плане — не исключение. Более того, из-за низкой чувствительности коллодионного слоя света должно быть гораздо больше, чем для обычной пленочной фотографии.

При создании амбротипов можно использовать три типа освещения.

  • Солнце. Самый сильный, но и самый непостоянный (особенно в наших широтах) источник света. Дает очень маленькие выдержки, но плохо управляем. Возможно применение в студии, но для этого необходима стеклянная крыша и система флагов и оттенителей.
  • Постоянный свет. Постоянные источники света — самые удобные в работе. Можно использовать галогенный, но за счет температуры света и сильного нагрева такие источники очень неэффективны и травмо-/пожароопасны. Другой же вариант — применение систем с большими энергосберегающими лампами белого света (температура 6400К). Для портретной съемки понадобится по крайней мере пара источников + отражатель.
  • Импульсные источники. Возможно применение мощных вспышек (1200Дж) или профессиональных стробоскопов (2400Дж и более). Однако, работать с ними не очень удобно, свет получается слишком жестким. К тому же, портретируемому не очень приятна яркая вспышка.

Дополнительно

Для работы удобно иметь сушилку для пластин. Пластины необходимо сушить после чистки, финальной промывки и лакировки.

Сушилка для пластин - Оборудование для амбротипа

Для хранения готовых работ понадобится «альбом». Можно изготовить что-то похожее на большой ящик с прорезями для каждой пластины. Таким образом пластины будут храниться,  избегая соприкосновений с другими материалами и пылью.

Альбом - Оборудование для амбротипа

Фотография как предмет искусства
Эта тема раскрывается в рамках авторского фотокурса Сергея Романова «Арт-фотография». Слушателей ждет увлекательное путешествие в мир уникальных отпечатков и ограниченных тиражей — в альтернативную фотографию.

Стоимость всех расходных материалов включена в стоимость программы.

Часть 3. Стадии процесса

Подготовка пластин

Для начала края стеклянных пластин необходимо обточить бруском. Для этого проводим 2-3 раза по каждому краю с каждой стороны (итого 8 краев). Полезно сразу делать несколько пластин (10-15 штук).

После обработки краев пластину следует хорошо промыть используя любое (желательно без щелочи) моющее средство. Также можно поставить в посудомоечную машину, предварительно сполоснув от остатков. В конце пластины  надо оставить на сушилке до полного высыхания.

Подготовка пластин - Стадии процесса - Амбротип
Далее необходимо более тщательно очистить и отполировать одну из сторон.  Для этой процедуры используется смесь мела спирта и воды в соотношении 1:1:1. Подготовка пластин - Стадии процесса - Амбротип
Пластину зажать в специальном держателе, на поверхность вылить небольшое количество вышеуказанной смеси (лужу диаметром примерно 5 см). Далее при помощи бумажных кухонных полотенец хорошо растереть по всей поверхности вращательными движениями. После снять весь мел чистым полотенцем. Вынуть из держателя и дополнительно протереть чистым спиртом и насухо чистым полотенцем. Важно не перепутать стороны после полировки.

Заранее можно заготовить несколько стекол, оставив их на хранение в специальном ящике так, чтобы не было доступа пыли и очищенные поверхности ничего не касались.

Подготовка пластин - Стадии процесса - Амбротип

Подготовка кадра

При подготовке кадра следует учесть, что амбротип имеет довольно узкий тональный диапазон (примерно 3 ступени). В остальном все правила фотографии и освещения действуют без изменений.

Выдержка при хорошем освещении в студии на F/3 обычно составляет 3-8 секунд в зависимости от фона, сюжета, растяжения меха. Для поддержки головы фотографируемого удобно использовать копфгалтер.

Подготовка кадра - Стадии процесса - Амбротип

Полив коллодия

После того, как кадр построен, необходимо приготовить светочувствительный слой на пластине. 

Коллодий необходимо полить на отполированную поверхность пластины следующим образом: сначала на центр выливается лужа и коллодий льется до тех пор, пока лужа не достигнет около 3 см до края пластины, после пластина наклоняется так, чтобы коллодий поочередно «захватил» все четыре угла.

Подготовка кадра - Стадии процесса - Амбротип
После того, как коллодий достиг последнего угла (обычно ниже правого), необходимо слить излишки обратно в бутыль.  Когда коллодий стечет, пластину следует покачать из стороны в сторону, чтобы слой был ровным, без волн.

Далее пластину перевернуть в горизонтальное положение (стороной с коллодием кверху) и подождать, пока коллодий усядется, т.е. превратится в гель. Обычно на это уходит секунд 20-30. Проверить это легко — достаточно приложить палец к тому краю, откуда сливались излишки коллодия (слой должен поддаваться нажиму, но не мочить палец).

Сразу после этого пластину опустить в ванночку с раствором нитрата серебра.

Если пластину опустить слишком рано, пока коллодий еще не уселся, то возможно отслоение слоя в  серебряной ванне; если же сделать это слишком поздно, то картинка может смыться во время фиксирования или промывки.

Подготовка кадра - Стадии процесса - Амбротип

Очувствление

Пластину, политую соляным коллодием, следует выдержать в растворе нитрата серебра в течение 4-5 минут. Опускать пластину необходимо быстро, но аккуратно. Очень важно обеспечить равномерность опускания. Если пластина хоть на секунду остановится во время погружения — на конечном изображении появится горизонтальная линия.

Во время пребывания пластины в растворе на ее поверхности образуются галогениды серебра. Это происходит за счет реакции нитрата серебра с Бромистыми и Йодистыми солями, растворенными в слое с коллодием.

По прошествии 4-5 минут пластину вынуть и протереть ее заднюю сторону бумажным полотенцем от излишков раствора.

Очувствление - Стадии процесса - Амбротип
Зарядить в специальную кассету. При этом желательно сохранить ориентацию пластины после зарядки, вставив ее таким же образом, каким она находилась в сенсибилизирующей ванночке. Очувствление - Стадии процесса - Амбротип

Съемка

После того, как пластина заряжена в кассету, остается только 10-12 минут на съемку. После этого времени коллодий высохнет и его будет невозможно обработать.

Сейчас необходимо проверить все последний раз: свет, положение модели, эмоции, взгляд. Сделать точную фокусировку. Желательно наводиться по глазам, используя при этом подвижки заднего стандарта для того, чтобы ввести в плоскость резкости главные точки.

Вместо затвора при длительных выдержках используют крышку от объектива. Важно снимать ее аккуратно, не потревожив камеру.

Очувствление - Стадии процесса - Амбротип

Проявление

Проявление изображения выполняется сразу после экспонирования, при свете красного фонаря, ручным способом. Время определяется визуально.

Для этого в небольшой стакан (50-100 мл) налить проявитель, взять в одну руку пластину и над кюветой полить проявитель на всю поверхность. Пластину необходимо покрыть сразу всю, но, по возможности, не слить проявитель с нее.

Немного наклоняя пластину в разные стороны, следить за проявлением изображения.

Проявка - Стадии процесса - Амбротип

Правила получения хорошего амбротипа:

  • Проявление длится в среднем 15-20 секунд
  • В первые 5 секунд должно появиться изображение. Если изображение появляется позже — недодержка, а если сразу после полива и слишком быстро — значит, пластина была переэкспонирована
  • Проявление ведется до тех пор, пока не появятся средние тона и еще немного. Очень важно, чтобы не появились тени, в противном случае они не будут прозрачными и, соответственно, не получится глубокого черного при закраске.
Для остановки проявления пластину необходимо промыть в воде: в проточной или в двух кюветах по 15 секунд в каждой.

Проявитель в этом процессе одноразовый и на каждую пластину следует поливать новую порцию.

Проявка - Стадии процесса - Амбротип

Фиксирование

Фиксирование можно проводить при обычном освещении. В кювету (можно черного цвета) налить фиксаж так, чтобы при погружении пластины он ее полностью покрывал. Время фиксирования определить по времени полной очистки пластины от солей, которое необходимо удвоить.

Фиксирование - Стадии процесса - Амбротип Фиксирование - Стадии процесса - Амбротип Фиксирование - Стадии процесса - Амбротип

После фиксирования следует промывка. Для промывки используется чистая ванночка — три смены по 10 минут каждая.

Далее — сушка пластины, желательно несколько часов. Сушку можно ускорить, если производить ее над огнем.

Лакировка

Заключительная стадия — лакировка. Пластину и лак необходимо нагреть до температуры примерно в 30-35оС, так чтобы на ощупь пластина была слегка горячей. Сразу же после этого полить лак точно так же, как и коллодий. Излишки лака слить в отдельную бутылочку. После полива нагреть пластину повторно и прогреть в течение 2-3 минут. Важно следить за тем, чтобы лак не загорелся!

Лакировка - Стадии процесса - Амбротип

Финальный результат

Фотография как предмет искусства
Эта тема раскрывается в рамках авторского фотокурса Сергея Романова «Арт-фотография». Слушателей ждет увлекательное путешествие в мир уникальных отпечатков и ограниченных тиражей — в альтернативную фотографию.

Стоимость всех расходных материалов включена в стоимость программы.

Авторы статьи: Алексей Алексеев, Дмитрий Рубинштейн
Источник: photographer.ru

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Уроки фотографии / Амбротип. Полное руководство
Тэги к статье: как это сделано, альтернативная фотография
Дата: 2016-10-04 | Просмотров: 4547

Читайте также: Рекомендуем преподавателя:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: