Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Обзор объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM был анонсирован одновременно с камерой EOS 650D (Rebel T4i) и EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM. В этих двух объективах Canon впервые применил технологию шагового привода автофокуса, о чем говорит маркировка STM – Silent Stepper Motor. Такой привод автофокуса позволяет бесшумно перефокусироваться во время съемки видео, и это одна из причин, по которой эта технология хорошо зарекомендовала себя в объективах для беззеркальных фотокамер. В теории, новый EF 40mm f/2.8 STM должен прекрасно взаимодействовать с гибридной системой автофокусировки, которой оснащены современные камеры Canon, как зеркальные (EOS 700D и миниатюрная 100D), так и беззеркальные (EOS M).

Выбор Canon такого фокусного расстояния для новинки кажется немного странным – действительно, в линейке уже представлены множество фиксов 35мм и 50мм, и фотографы привычны к этим фокусным. Но выбор этот оправдан. Во-первых, оптическая схема 40мм позволяет создать весьма компактный объектив для 35мм зеркальных фотокамер, таким образом Canon встает в ряд с такими выдающимися производителями оптики, как Olympus, Pentax и Voigtlander. Во-вторых, многие фотографы считают, что именно 40мм, а не 50мм, соответствуют углу человеческого зрения на полном кадре.

Этот 40мм объектив является самым компактным в истории Canon – всего 22 миллиметра толщиной, и совсем невесомый (130 грамм). Производитель следует современной «моде» на ультра-компактные фиксы – ведь они совершенно не отягощают пользователя своими размерами и, таким образом, фотограф чаще берет камеру с собой. Несмотря на компактность, производитель не стал упрощать оптическую схему и даже применил асферический элемент для борьбы с аберрациями. Canon использует 6 элементов в 5 группах, в то время как ближайший эквивалент, Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited, построен по принципу 5 элементов в 4 группах, но при этом корпус объектива от Pentax еще легче и компактнее.

Canon EF 40mm f/2.8 STM весьма недорог – всего £150 / $199, это второй по доступности объектив производителя. Всё бы ничего, но проблема заключается в том, что его ближайший конкурент EF 50mm f/1.8 II дешевле в два раза и светосильнее почти на целую ступень. Еще одна опция, пусть слегка более дорогая, – это широко известный EF 35mm f/2.0, один из первых объективов системы EOS.

Ниже мы опишем поведение объектива на полнокадровой камере и на кропнутой матрице формата APS-C.

Работа на матрицах с кроп-фактором 1.6х

Резкость Резкость на кропнутой матрице весьма впечатляет – объектив показывает весьма хорошие результаты уже на открытой диафрагме. Нет необходимости увеличивать диафрагменное число ради одной только резкости, однако вплоть до F11 и выше, где дифракция ухудшает качество картинки, к работе объектива не возникает вопросов
Хроматические аберрации Хроматика очень мала, лишь в углах кадра иногда можно заметить зеленые или пурпурные ореолы у контрастных объектов
Виньетирование Как всегда, при установке полнокадровых объективов на кропнутую матрицу, виньетка практически незаметна
Дисторсия Наличествует крайне незаметная невооруженным взглядом бочкообразная дисторсия

Работа на полнокадровых матрицах

Резкость Резкость очень высока и равномерна по всей площади кадра даже на диафрагме F2.8, и остается таковой вплоть до F11, где свою отрицательную роль начинает играть дифракция. Даже на диафрагме F22, если вам вдруг нужна глубина резкости, как на мыльнице, объектив выдает вполне приличный результат
Хроматические аберрации Аберрации очень малы – более того, мы с уверенностью заявляем, что они даже ниже, чем на кропнутой матрице
Виньетирование Яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Однако снижение яркости очень плавное, что делает его незаметным глазу наблюдателя
Дисторсия Всего 0,7% бочкообразной дисторсии на полном кадре – никаких серьезных показателей

На первый взгляд, объектив Canon EF 40mm f/2.8 довольно невзрачен, его малый размер и стоимость заставляет задумываться о том, чем решили пожертвовать в инженерии Canon в угоду этим качествам. Но стоит немного поснимать и изучить фото, сделанные данным объективом, как все сомнения как рукой снимает – это действительно очень качественный объектив. Основной недостаток – довольно малая, по сравнению с конкурентами, светосила, но это расплата за малые габариты – этот объектив практически незаметен в кофре фотографа!

На качество картинки здесь тоже грех жаловаться – резкость 40мм объектива весьма впечатляет даже на открытой диафрагме, не говоря уже о рабочем диапазоне F5.6 – F11. Хроматика и аберрации весьма малы. Небольшой недостаток - яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Но плавное снижение яркости делает его незаметным и позволяет легко скорректировать в фоторедакторе. К тому же, все зеркалки Canon могут убирать виньетирование автоматически при съемке в JPEG.

В полевых условиях Canon EF 40mm f/2.8 замечательно проявил себя. Он дает отличные результаты как на кропе, так и на полном кадре, и обладает достойным боке. Незащищенная передняя линза подразумевает, что объектив весьма подвержен засветке при слишком ярком свете в кадре, так что об это не стоит забывать во время съемки. К сожалению, в комплекте отсутствует бленда, но для борьбы с бликами всегда можно использовать стандартную резьбовую 55мм бленду.

Работа автофокуса и ручная фокусировка

Автофокус здесь не самый быстрый, возможно, из-за того, что двигается оптическая группа целиком, но при этом вполне тихий и плавный. Электронный шаговый мотор автофокуса работает без нареканий, гораздо лучше, чем механический привод в более дешевых моделях, таких как 50mm f/1.8 II. Следует помнить об одном нюансе – положение блока линз нельзя поменять, вращая кольцо фокусировки, если объектив снят с камере. Следите за тем, чтобы группа линз не выступала за габариты объектива, когда вы убираете его в сумку, ведь так легко можно повредить нежный механизм.

Одно из неоспоримых достоинств привода автофокуса STM – возможность тихо и плавно перефокусироваться при съемке видео, – особенно полезно на последних моделях зеркалок Canon, оснащенных тачскрином. Но, к сожалению, в теории здесь всё обстоит лучше, чем на практике – 40мм объектив при видеосъемке перефокусируется тихо, но не настолько уверенно, как новейший китовый объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Из-за медленного мотора автофокуса 40мм объектив не всегда корректно работает в связке с зеркалками Canon, оснащёнными гибридной системой автофокусировки – фокус слегка рыскает, прежде чем навестись точно на цель.

Многие фотографы будут удивлены таким выбором фокусного расстояния – 40мм это довольно нераспространенный показатель на полнокадровых камерах, как и 64мм эквивалентного фокусного на APS-C сенсорах. Не рискнем назвать EF 40mm f/2.8 STM идеальным универсальным объективом на кропе, и уж тем более не будем рекомендовать его как единственный объектив; зато как дополнение к китовому объективу он великолепен. 40мм на кропе можно использовать для плечевых портретов, а высокая, по сравнению с китовым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, светосила дает возможность при желании размывать задний план и снимать в условиях плохой освещённости.

На полном же кадре, наоборот, линза представляет собой замечательный универсальный объектив, при этом очень близкий, по убеждениям многих, по углу зрения к человеческому вгляду. В паре с камерами серии EOS 6D и 5D объектив образует замечательный тандем: сравнительно малая для фикса светосила компенсируется малошумящей матрицей полнокадровой камеры. Хотя, если вы любите снимать с минимальной глубиной резкости и всё свободное время посвящаете изучению рисунка боке, этот объектив не будет первым в вашем списке на покупку.

Встает вопрос – а конкурент ли 40мм объектив старшим моделям, таким как EF 50mm f/1.8 II , EF 35mm f/2 или более дорогому EF 50mm f/1.4 USM? Тестовые съемки в студии показали, что разница в картинке весьма умозрительна, и объективы ведут себя примерно одинаково на одних и тех же диафрагмах. И, следовательно, выбор здесь в основном зависит от цены, особенностей и размеров каждого из представленных объективов. Если на первом месте стоит компактность и не столь важна светосила – то выбор очевиден, это Canon EF 40mm f/2.8. Если же вам по душе акцентировать внимание зрителя на деталях за счет малой глубины резкости, то один из упомянутых выше полтинников отлично вам подойдет (однако фотографам с тонким художественным вкусом следует помнить, что младший 50мм объектив оснащен 5-лепестковой диафрагмой и в некоторых случаях дает в зоне нерезкости не самые красивые пятиугольники).

Заключение

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM – тот случай, когда впечатляющая картинка мгновенно разрушает возникшее было из-за малой цены и размеров предубеждение. Для фотографов с камерами формата APS-C это стекло – отличное дополнение к китовому объективу, для пользователей полного кадра – замечательный универсальный объектив. Технология STM отлично работает, качество сборки тоже на высоте.

Воистину, рынок компактных светосильных фиксов переживает второе рождение в наше время, такие шедевры оптики, как Panasonic Lumix G 20mm F1.7 ASPH и Samsung NX 30mm F2, доказали, что качество картинки не всегда является жертвой компактности. Canon долго медлил, прежде чем выступить в этом сегменте, однако дебют получился впечатляющим - EF 40mm f/2.8 STM занимает видное место среди своих одноклассников.

Достоинства

Недостатки

  • Качественная оптика
  • Малый размер
  • Тихий автофокус
  • Компактный и добротный конструктив
  • Малая стоимость
  • Плохая устойчивость к контровому свету
  • Отсутствие бленды в комплекте
  • Тихий автофокус
  • Не самый быстрый автофокус

Технические характеристики

Стоимость $199/£149/€199
Совместимые камеры 35мм зеркальные камеры
Фокусное расстояние 40мм
Эквивалентное фокусное расстояние (для камер формата APS-C) 64мм
Диагональный угол зрения (полный кадр/кроп-фактор 1.5) 56°/37°
Максимальная диафрагма F2.8
Минимальная диафрагма F22
Оптическая схема 6 элементов в 4 группах, 1 асферический элемент
Число лепестков диафрагмы 7, скруглённые
МДФ 0,3м
Максимальное увеличение 0,18х
Тип автофокуса STM, Silent Stepper Motor, с возможностью ручной дофокусировки
Стабилизатор изображения отсутствует
Размер резьбы под фильтры 52мм, не вращается при фокусировке
Комплект поставки передняя и задняя крышки; опционально бленда ES-52
Вес 130 г
Размеры 68мм*22мм
Байонет Canon EF

Источник: DPReview
Перевод: Александр Дубоносов
Редактор: Дарья Панина


Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Технические обзоры / Обзор объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM
Тэги к статье: фототехника, Canon, объектив
Дата: 2015-01-08 | Просмотров: 5684

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: