|
| Легендарная фотостудия Harcourt. ИсторияStudio Harcourt — одна из старейших и известнейших фотостудий в мире. Ее история впечатляет: студия существует более 80 лет и все эти годы притягивает выдающихся деятелей культуры, звезд кинематографа и видных политиков.Cartier в мире фотографии«Если ты не снимался в Аркур, значит, ты еще не суперзвезда!». Эта расхожая среди актеров поговорка точно показывает место легендарной парижской фотостудии в восприятии известных мира сего. Знаменитостей, снятых в этой студии, можно перечислять бесконечно — архив Аркур является настоящей «визуальной памятью» XX-го столетия. Сегодня на счету студии, впервые включившей прожекторы 15 января 1934 года, портреты более 2000 звезд, блистающих в разных областях, от кино до спорта, и около полумиллиона «обычных людей», способных позволить себе роскошь фотосессии у Аркур. Фирменный «le style Harcourt» весьма узнаваем: черно-белые студийные портреты с потрясающей игрой света и тени. Фотографы Аркур не пытаются решить свою задачу, полагаясь на мегапиксели или фотошоп — магия образов заключается в мастерской работе с ракурсом и освещением. Марлен Дитрих и Жан Маре Аркур можно назвать Cartier в мире фотографии. Получить свой портрет здесь — дорого и престижно, а работа над каждым снимком ведется поистине ювелирная. Неудивительно, что сделанные студией портреты передаются из поколения в поколение, как настоящие семейные драгоценности. В исполнении фотографов Аркур портрет поднялся до своего самого благородного, вневременного, состояния, и стал предметом искусства. Недаром архив студии был выкуплен Министерством культуры Франции как музейная ценность. Начало путиВначале была, как водится, женщина. Жермена Хиршефельд родилась в 1900 году в Париже в семье еврейских лавочников и всегда мечтала войти в высшее общество. С этой целью она сменила свои настоящие имя и фамилию на звучный псевдоним «Козетта д'Аркур», намекая на известную аристократическую семью. Намек был понят, и настоящие д'Аркур настоятельно попросили новоявленную однофамилицу приставку «д» все же убрать. Как бы то ни было, псевдоним приобрел свое окончательное звучание, и на свет появилась мадемуазель Козетта Аркур. В начале тридцатых годов, когда Козетта трудилась фотографом в студии братьев Мануэль, она познакомилась с Жаком и Жаном Лакруа — братьями-издателями. Бизнес-альянс с ними и сыном дизайнера Нины Риччи Робертом и положил начало легендарной студии. В то время женщине нельзя было иметь свой бизнес, поэтому многие источники указывают мужчин как основных идеологов. Но они сильно ошибаются, на самом деле вся эта затея — женских рук дело. Братья Лакруа были, как бы их сейчас назвали, медиа-магнатами. У них был успешный издательский бизнес (разнообразные журналы для парижской интеллигенции) и свое рекламное агентство Pro-Publicite. Козетта подсказала братьям конкурентное преимущество: в то время как газетные статьи иллюстрировались исключительно рисунками, открытие фотостудии под крылом издательства братьев Лакруа позволило бы наполнить газетные полосы... фотографиями! В фотографии братья не разбирались, зато в бизнесе ориентировались прекрасно, поэтому оценили ноу-хау и приняли решение профинансировать сразу две фотостудии: Pro-Photo и Harcourt (забегая вперед — первая студия была впоследствие поглощена Аркуром). Обретение популярностиИтак, Козетта отвечала за студию Аркур, открытую в частном особняке на парижской улице Иена. Именно она придумала неслыханный доселе пиар-ход: тогдашние звезды получали портрет совершенно бесплатно — в обмен на право использовать снимок для рекламы студии. Опять же благодаря Козетте и ее накопленным на предыдущей работе связям молва разлетелась по всему Парижу, и высшее столичное общество начало стекаться к дверям студии. Из основного поставщика фотографий для газет студия быстро переквалифицировалась в главное место сбора кинозвезд. Тогда же сформировался фирменный стиль фотостудии — в Аркур актеров снимали точно так же, как в кино. Козетта вдохновилась работами французского кинематографиста Анри Алекана, благодаря чему на свет появились черно-белые снимки с особым «кинематографическим» освещением. Жан Кокто и Роми Шнайдер Ключевая идея Аркур заключалась в том, чтобы придать каждому актеру богоподобный вид. Со снимков формата 24х30 на зрителей взирали недоступные и прекрасные жители кинематографического Олимпа: на прекрасных и серьезных лицах — легкая надменность (никаких полуулыбок а-ля Мона Лиза!), вокруг голов позирующих — мягкий световой ореол. В нижнем углу отпечатка — неизменная подпись «Harcourt Studio»; своеобразная «сургучная печать» подлинности величия, олицетворение гламура черно-белых фильмов. Буржуазия была в восторге: всем хотелось походить на знаменитостей, а значит, и на богов. Успех был таков, что приходилось делать до сорока портретов в день! И это в то время, как другие ранее престижные фотостудии (такие как Надар) закрывались из-за отсутствия клиентов. Итак, благодаря коммерческому гению мадемуазель Аркур студия процветала. Козетта прилежно работала над созданием бренда. В угоду le style Harcourt имена конкретных фотографов растворились, осталось лишь название студии, символизирующее три кита философии бренда: роскошь, стиль, кинематограф. Жерар Филипп и Бриджит Бардо Во время войныС началом Второй мировой войны для владелицы студии настали тяжелые времена. Несмотря на изменение имени, о еврейском происхождении урожденной Жермены Хиршефельд было широко известно. Желая защитить компаньонку, Жак Лакруа решает жениться на ней и дать ей свое имя. Увы, не помогло и это — Козетте пришлось покинуть Париж, двигаясь сначала на юг Франции, а затем в Англию. Несмотря ни на что, студия продолжила работу. Правда, клиентура была весьма специфическая: политическая верхушка установленного после падения Парижа про-нацистского режима Виши и немецкая армия. Тогдашний фотограф студии Реймон Вонкел вспоминает: «Они проходили перед моим объективом один за одним: фотогеничные, статные офицеры СС с холодными ясными глазами и сияющими черепами в петлицах. Количество таких клиентов доходило до 40 в день». Эти фотографии, скрытые в архивах студии, никогда не были опубликованы. Золотой векПосле освобождения Европы от фашизма Козетта Аркур вернулась в Париж. Заняв свое законное место во главе студии, она сразу же вернула ее к первоначальному курсу — фотографированию звезд кинематографа. Тогда же «мадам Лакруа» подала на развод, чтобы дать возможность Жаку начать настоящую семейную жизнь, к которой сама Козетта была не склонна. Несмотря на эти благородные жесты, мнимые супруги до конца жизни жили под одной крышей. Сезар и Сальвадор Дали Начался «золотой век» Аркур. Снимки давно вышли за пределы прессы братьев Лакруа и были повсюду — публиковались во всех журналах и газетах, портреты звезд висели в кинотеатрах... В студии работало уже восемьдесят человек. Между 1951 и 1958 годами число клиентов выросло до девяти тысяч в год — более 25 каждый день! Известный французский философ Ролан Барт тогда сравнивал опыт съемки в фотостудии с посвящением в рыцари в Англии. И это было недалеко от правды — получить телефонный звонок с приглашением на съемку в студию было огромной честью, путевкой в высшее общество. Тот же философ безапеляционно заявлял: «Во Франции ты не актер, если не снимался в Аркур». Эту фразу подхватили и переделали в «Если ты не снимался в Аркур, значит, ты еще не суперзвезда!». Эдит Пиаф и Ален Делон Неудивительно, что у ворот студии стояла очередь из богатых и знаменитых. Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Ален Делон, Серж Гинзбург, Жан Габен, Бриджит Бардо, Жан Маре — все они позировали перед камерами профессионалов Аркур. Закат величияТем временем, технический прогресс не стоял на месте. Появились первые зеркальные фотоаппараты, повлекшие за собой новую волну в фотоискусстве. Клиентура требовала фотографировать их дома, на улице — где угодно, кроме привычной фотостудии. «Вспышка убила тайну студии. Классические студийные черно-белые портреты стали мало кому нужны,» — вспоминает арт-директор студии Пьер-Энтони Аллард, ранее 23 года бывший фотографом Аркур. Союз братьев Лакруа распался в 1969 году, оставив Жака во главе компании. В 1980 году, через четыре года после смерти Козетты, Жак Лакруа Лакруа закрыл студию. Жан Маре и Анук Эме Второе рождениеНо на этом история легендарной студии не закончилась. В 1980 году братья Харири приобрели права на компанию и Аркур снова открыла двери, переехав в особняк на 9-й улице де ла Пей. Впоследствие владельцы еще неоднократно менялись, в зависимости от их прихоти стиль студии скакал от традиции к современности и обратно. В 1990-х годах, по инициативе тогдашнего министра культуры Франции Жака Ланга, подведомственное ему министерство приобрело архивы студии — более пяти миллионов негативов, отснятых с 1934 по 1991 годы — и передало их Объединению национальных музеев. Пожалуй, это единственное благоприятное для Аркур событие за то сложное время — студия не раз оказывалась на грани банкротства. Шарль Азнавур и Джина Лолобриджида Ситуация коренным образом поменялась, когда в 2007 году Аркур обрела нового владельца. Бизнесмен Франсис Даньян, страстный поклонник искусства фотографии, приобрел находившуюся на пороге разорения студию и решил возродить идеи, сделавшие ее легендой. Сейчас студия переживает второе рождение. Новые звездные персонажи занимают место в знаменитом гримерном кресле: Катрин Денев и Кароль Буке, Моника Белуччи и Марион Котийар, Джон Малкович и Кевин Спейси, Питер Линдберг, Пауло Коэльо, Зинедин Зидан... Из российских звезд к компании увековеченных фотостудией Аркур присоединились Ольга Куриленко (та самая подружка Бонда из фильма «Квант милосердия»), актер Константин Хабенский и прославленный гимнаст Алексей Немов. Десять фотографов снова трудятся во славу имени Аркур. Некоторые вольности в обращении с традицией все же позволены: пленочную фотографию заменила цифровая, клиентам теперь разрешено улыбаться и даже гримасничать, а в самых исключительных случах на снимках даже появляются цвета. Вспышки же до сих пор категорически запрещены. В следующей части статьи, «Студия Harcourt. Современность», можно будет прочесть интервью с нынешними владельцами, увидеть современных звезд, снятых в традиции Аркур, а также побывать в закулисье студии и узнать особенности съемки и обработки. Больше работ студииЕсли Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: Фотожурнал / Интересное / Легендарная фотостудия Harcourt. История
Курсы обучения фотографии:Тематические уроки по фотографии:
Мастер-классы для фотографов: |
© 2016 — 2023 Насмотренность
Любое копирование и использование текстов этого сайта без предварительного письменного согласия администратора запрещено.
| E-mail: darya@paninphotoschool.ru |