Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Композиция в фотографии. Равновесие

Вопрос равновесия — один из самых важных и, при этом, редко обсуждаемых принципов правильной композиции. При нажатии
на кнопку затвора любой фотограф, сознательно или нет, принимает важное решение: как скомпоновать кадр, должен он быть визуально сбалансирован или нет? Если вы хотите прогрессировать как фотограф, нужно научиться выстраивать равновесие
в кадре — или нарушать его, если это необходимо. Эта статья поможет разобраться во всех тонкостях данной темы.

Баланс между правой и левой половиной кадра

Визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное. Говоря упрощенно, можно скомпоновать кадр так, что все основные объекты будут находиться в нижней части кадра, — и все равно картинка будет сбалансированной, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.

Композиция в фотографии — Правая и левая половина

Представьте, что кадр опирается на воображаемую точку опоры — равновесие будет достигнуто только в случае, если половинки кадра привлекают внимание зрителя одинаково.

Равновесие или дисбаланс?

Визуально сбалансированный кадр выглядит более завершенным, чем фотография, где одна сторона визуально перевешивает. Последний кажется зрителю неспокойным, напряженным. Посмотрите на две абстрактных иллюстрации ниже.

Композиция в фотографии — Равновесие и дисбаланс Композиция в фотографии — Равновесие и дисбаланс

Большинству зрителей изображение слева покажется более гармоничным, в то время как композиция правого создает впечатление того, что в расположении фигур вот-вот что-то изменится, они нестабильны.

Несомненно, разные люди могут видеть кадр по-разному: для многих отсутствие равновесия оживляет кадр; для других же равновесие в кадре придает чувство целостности и завершенности. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Симметрия

Самый распространённый способ сбалансировать картинку — сделать так, чтобы она была симметрична относительно вертикальной оси. Совпадение до последнего пикселя не требуется — даже приблизительного сходства достаточно, чтобы заметить и оценить верную композицию. Взгляните на фото ниже:

Композиция в фотографии — Симметрия

Звездное небо и Млечный Путь, конечно же, не симметричны относительно вертикали, но сам по себе пейзаж являет собой практически идеальный пример равновесия. Луна находится в центре кадра, и обе стороны имеют приблизительно одинаковый визуальный вес. Квадратное кадрирование подчеркивает уравновешенность снимка.

Главная проблема при попытках выстроить такую симметрию — это то, что её очень сложно встретить в природе! А если вы много снимаете архитектуру или любые другие объекты, где часто встречаются повторяющиеся формы, то ваши симметрично скомпонованные снимки очень быстро станут скучными.

Несимметричное равновесие

Сбалансированная фотография не обязательно должна быть симметричной. Посмотрите на пример ниже: солнце — главный объект на правой половине кадра, но волны прибоя также сильно привлекают внимание зрителя в левой части.

Композиция в фотографии — Несимметричное равновесие

В большинстве случаев всё далеко не так очевидно, как на этом примере. Одну из сторон кадра может занимать единственный большой объект, а противоположную — уравновешивать несколько поменьше. Или же объект съемки может быть настолько большим, что, занимая всю площадь кадра, тем самым будет уравновешивать его сам.

В любом случае, помните — у правильно выстроенного композиционно кадра нет тяжелых, перевешивающих акцентов, внимание зрителя распространяется по всей площади равномерно.

Что привлекает глаз наблюдателя?

Чтобы грамотно выстроить кадр, нужно понимать, что на подсознательном уровне привлекает зрителя. Вот небольшой список:

  • контрастные области;
  • предметы в фокусе (особенно, если весь остальной кадр вне резкости);
  • яркие, насыщенные области и цвета;
  • теплые цвета;
  • массивные предметы;
  • люди и животные (в меньшей степени);
  • глаза снимаемого человека;
  • направление взгляда человека (даже если это пустое пространство — зритель будет смотреть в том же направлении, что и герой на фото).

Это ни в коем случае не полный список, но тут есть, от чего оттолкнуться. Даже если объект в кадре совсем немного выделяется по сравнению с остальным снимком, он обладает определенным визуальным весом. Если вы хотите сделать сбалансированный кадр, нужно выстроить эти объекты так, чтобы они компенсировали друг друга.

Объекты у края изображения будут более «тяжеловесны», чем те, что ближе к центру. Поэтому, если вам надо уравновесить два примерно похожих объекта, располагайте их на одинаковом расстоянии от центра кадра. Или, если у вас такой объект всего один, располагайте его на оси симметрии.

Работаем с равновесием

Для того, чтобы управлять визуальным равновесием в кадре, сперва нужно оценить, какие именно объекты привлекают взгляд наблюдателя и как далеко они отстоят от центральной оси. Обратите внимание, что даже малозначительные объекты, будучи расположенными у края кадра, привлекают меньше внимания, чем если бы они располагались вблизи от центра.

Теперь можно выстроить композицию на свой вкус, смещая баланс в правую или левую часть кадра, или полностью помещая ненужные объекты за границы кадра.

Несомненно, тут нужна практика, но стоит попробовать — и вам многое станет понятно. Новички почти всегда интуитивно помещают объект съёмки в центр кадра. Мы стремимся компоновать кадр верно под влиянием художественного «чутья», а опыт лишь помогает нам добиться успеха в сложных случаях.

Чтобы выглядеть завершенным, кадр, разумеется, не должен быть уравновешен до миллиметра, но все же стоит помнить о том, что фото со смещенным визуальным центром тяжести может вызвать непонимание у зрителя. То, что наблюдатель чувствует напряжение при взгляде на такое изображение — не обязательно отрицательный момент (всё зависит от идеи снимка), но этим приемом нужно быть очень осторожным.

Дисбаланс

В некоторых (хотя, чего уж там скрывать, во многих) случаях некоторая несбалансированность только идет фото на пользу. Особенно это верно для кадров, где есть движущиеся объекты — асимметрия помогает передать это движение.

Композиция в фотографии — Дисбаланс в кадре

Данную фотографию нельзя назвать симметричной — левая сторона гораздо ярче и контрастнее, и именно слева находится объект съемки. Но при этом, кадр верно выстроен композиционно — соблюдено правило третей, асимметрия не отвлекает зрителя.

Гармония в вертикальном кадре

На первый взгляд, сделать грамотно сбалансированный вертикальный кадр не очень сложно — нужно соблюдать те же техники и правила, что работают и для горизонтальных фото.

В то же время, вертикальное кадрирование дает гораздо меньше пространства между осью и краем кадра. Как было уже упомянуто выше, чем ближе к краю кадра объект, тем сильнее его визуальный вес. Но стоит чуть отступить от вертикальной оси — и вот мы уже у края вертикального кадра! Стоит быть аккуратнее.

Симметрия отлично работает и здесь (пример слева). Иногда, правда, бывает и так, что вертикальный кадр просто необходимо скомпоновать, отталкиваясь от центральной точки. На примере справа окно, напольная вывеска и изображение серфингиста образуют воображаемый треугольник с центром в середине кадра. Может показаться, что окно и вывеска перевешивают кадр влево, однако устремлённый вправо из кадра сёрфер прекрасно уравновешивает композицию:

Композиция в фотографии — Вертикальное кадрирование Композиция в фотографии — Вертикальное кадрирование

Панорамы

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, противоположной вышеописанной, — панорамы очень легко композиционно выровнять. Небольшие смещения объектов влево-вправо влияют на равновесие в кадре гораздо меньше, чем при вертикальной компоновке. И, к тому же, вы сами определяете границы кадра при съемке панорам, и не надо бояться, что какой-то объект в кадре будет слишком сильно смещен влево или вправо.

На примере ниже чайка на песке визуально уравновешена следами от волн слева:

Композиция в фотографии — Панорама

Небольшие объекты и масштаб

Иногда визуальное равновесие в кадре зависит от того, в каком масштабе мы изучаем изображение — ведь важные детали (которые могут сместить композиционное равновесие) могут быть не заметны с первого взгляда. На первый взгляд звучит слишком запутанно, но на практике всё гораздо проще.

Посмотрите на кадр ниже. Если рассматривать его в малом масштабе, например с телефона или планшета, молния слева незаметна, и облака в этом случае смещают равновесие в кадре в правую сторону. Но как только зритель смотрит на фото более пристально, оказывается, что кадр выстроен верно.

Композиция в фотографии — Равновесие в кадре

Ниже — еще один пример. На первый взгляд, этот спокойный пейзаж очень сложно скадрировать так, чтобы он был визуально сбалансирован. При малом масштабе правая сторона кадра «перевешивает» за счёт более тёмного и контрастного леса. Однако, при изучении фотографии в 100% масштабе, становится видно небо слева, заполненное яркими звёздами, и мгновенно привлекающее внимание зрителя.

Композиция в фотографии — Равновесие в кадре

Воистину, «дьявол кроется в мелочах»! И то, насколько быстро мы заметим эти мелочи, зависит от масштаба, в котором мы изучаем изображение.

Этап постобработки

Пожалуй, лучшее решение для того, чтобы визуально подчеркнуть нужный объект на фото — это программа Adobe Lightroom и ее функция локальных коррекций. Это может быть всё, что угодно — уменьшение яркости блика или небольшое снижение четкости предмета, который слишком сильно привлекает к себе внимание. Более того, можно полностью удалить что-то ненужное, используя инструмент «Spot Healing Brush». Даже простое кадрирование здесь сработает — вы сами определяете границы кадра и равновесие внутри него. Методы, которыми можно воспользоваться, зависят от ваших навыков ретушера, а так же от стиля, в котором вы работаете — репортажник вряд ли будет удалять ненужные лица в каждом кадре большой фотосессии.

Заключение

Если изначально подходить к построению кадра вдумчиво, то проблем с визуальным равновесием не возникнет. Независимо от того, что и как вы снимаете, перед тем, как нажать на кнопку затвора, нужно подумать. Задайте себе вопрос: «Что я хочу видеть в кадре?», и представьте, как визуальное равновесие (или его отсутствие) поможет вам добиться своей цели. Если необходимый результат по какой-либо причине не был достигнут на этапе съемки, то сбалансированный кадр можно попробовать получить на этапе постобработки.

Грамотное использование равновесия придаст вашим фотографиям завершенность, сделает их более продуманными — подняв, таким образом, ваш профессиональный уровень. Надеемся, данный материал помог вам разобраться в некоторых тонкостях грамотной компоновки кадра.

© Дарья Панина, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Основы фотографии / Композиция в фотографии. Равновесие
Тэги к статье: начинающим, композиция
Дата: 2015-09-03 | Просмотров: 6655

Читайте также: Рекомендуем преподавателя:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: