|
| J.P. Chenet. Как это снято
Иногда при съемке натюрморта локальные мазки светом дают интересный изобразительный эффект. Я бы назвал это стилем «фотографического минимализма». Удачный кадр всегда рождается спонтанно, складывается в голове фотографа как паззл. Глаз постоянно скользит по привычным предметам, не фиксируя и не фокусируясь на них, но стоит только лучу света упасть на знакомый предмет необычным образом, сознание тотчас подключает недостающие элементы и в голове появляется картинка. Когда образ сложился, начинается очень ответственный этап — подготовка к съемке и подбор реквизита. От правильного подбора реквизита зависит и цветовое решение, и стилистическое единство натюрморта. Кадр или сложится, или нет. Вино я выбрал в немного необычной бутылке с кривым горлом, это Merlo-Cabernet, традиционно производимое J.P. Chenet со времен Людовика XIV. Жан Поль Шене — человек-легенда, внесший большой вклад в развитие французского виноделия. Его вина, да и вся его жизнь окутана романтическим ореолом, легендами и притчами. Наверное, помните фразу: «Она не кривая. Она прямая, но склоняется перед блеском Вашего Величества». К вину необходимо подбирать соответствующий бокал. Это несложно было сделать, так как в моей коллекции есть практически все виды бокалов, а для красного вина их более десятка. Поэтому выбор бокала я считаю очень удачным. Вопрос о поверхности, на которой будет стоять натюрморт, тоже решился быстро. Подошло черное глянцевое стекло, оно есть или должно быть в арсенале каждого фотографа, снимающего постановки. Чёрное стекло — одно из самых универсальных и в тоже время премиальных решений для фона. В нашем случае оно не вводит посторонний цвет в композицию и прекрасно отражает блики от главных героев нашей постановки. Схема света
Итак, на черном стекле (1) была выстроена композиция из бокала и бутылки, добавлена гроздь винограда и, для «оживления,» — виноградный листок и вьющиеся «усики». Виноградную лозу всегда можно достать в магазине саженцев. Задник проваливаем с помощью черного бархата (2), он великолепно поглощает свет, им же впоследствии пришлось занавесить всю зону съемки. Точка съемки позволяла видеть «открытый» эллипс бокала и налитого в него вина, ракурс позволял усилить ощущение объема картинки, создаваемой столь скупыми световыми средствами. В качестве рисующего света использовался длинный стрип-бокс (3), который был прикрыт черной маской из двух кусков бархата так, чтобы оставалась щель примерно равная 7-8 см. Это позволяло положить на бокал и бутылку тонкий красивый непрерывный блик. Как сами понимаете, ширина блика регулировалась величиной щели и расстоянием до стрипа, а непрерывность блика — длиной стрипа. Для того, чтобы «дотянуть» блик практически до донышка бутылки, пришлось установить её на заднюю кромку черного стекла, на самый край. Одновременно это создавало и красивый рисунок на бокале, являющегося как бы сложной линзой. Блик слева на бокале — от стрипа, справа отражение этого блика в бокале. Заполняющий свет (4) был установлен сверху (тарелка с сотами) для того, чтобы осветить кольеретку, висящую на грубой бечевке, подсветить пробку и немного скат правого плечика бутылки. Почти вся правая сторона бутылки и посторонние блики в бокале были сознательно «провалены», для чего вокруг всей композиции натянута черная бархатная ткань (6), которая для упрощения на схеме не показана. Это пришлось сделать потому, что съемка проходила в небольшом помещении и отраженный свет от стен не позволял до конца погасить «лишние» рефлексы на бокале. Для подсветки винограда сзади использовался прибор с оптической насадкой (5), свет от которого не попадал на бокал и бутылку.
Этот снимок был опубликован в 1998 году. Меня позабавило, что очень скоро, гуляя по художественным «развалам» Москвы, я стал часто видеть полотна, написанные художниками «под копирку» с этого сюжета. Фотографический минимализм, видимо, входил в моду. Рад, что это изображение пришлось им по душе. P.S. Насколько стилистически точно подходит форма бокала к бутылке, можно судить по фрагменту картинки (Рис.2), который служит и самостоятельным произведением. Кроме того, по этому фрагменту можно судить и о количестве сохраненных мелких деталей (например: пыли на бутылке и даже фактуре стекла), которые ввиду малого размера основной представленной фотографии, к сожалению, не могут быть на ней воспроизведены. На отпечатке фотографии, размером 60×40 см эти детали уже отчетливо видны, и придают бутылке некий шарм. Увеличенный фрагмент изображения.
© 2011 Владимир Морозов старший (vladimirmorozov.ru) Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: Фотожурнал / Как это сделано / J.P. Chenet. Как это снято
Курсы обучения фотографии:Тематические уроки по фотографии:
Мастер-классы для фотографов: |
© 2016 — 2023 Насмотренность
Любое копирование и использование текстов этого сайта без предварительного письменного согласия администратора запрещено.
| E-mail: darya@paninphotoschool.ru |