|
| Три способа тонкого усиления бликовНе секрет, что объем в фотографии достигается чередованием теней и бликов. Если говорить о лице, снятом с фронтальным светом, то, что к нам ближе в кадре (например, спинка носа, лоб, подбородок) обычно светлее, чем то, что находится от нас дальше или под углом к источнику освещения (области под скулами, с боков носа и др.). Для придания наибольшей выразительности будущему кадру визажисты еще на этапе подготовки модели к фотосессии дополнительно прорисовывают тени и блики, расставляя светотеневые акценты на её лице. Во время самой фотосессии фотограф выставляет свет так, чтобы максимально подчеркнуть красоту модели, черты и формы ее лица. На этапе постобработки и ретуши фотографий можно также дополнительно усилить визуальный объем лица (или кадра в целом), добавить ему немного глянцевого блеска. Сегодня мы рассмотрим три способа придания фотографии дополнительного объема. Все они основаны на усилении контраста и яркости бликов в фотографии, но при этом каждый по-своему специфичен. В данном случае мы не будем ничего рисовать кисточкой (это относится, скорее, к перерисовке светотеневого рисунка и методам Dodge&Burn). Мы будем усиливать существующие объемы, никак не изменяя их форму, поэтому рассматириваемые методы могут быть легко применимы даже теми, кто работает без планшета: мышью или на тачпаде. Рассматривать эти три способа мы будем в порядке увеличения качества получаемого результата и трудоемкости его достижения, хотя все они, на самом деле, очень просты. Ко второму способу прилагается Action (Операция) для автоматического использования. Фотография для статьи любезно предоставлена фотографом Михаилом Паниным. Параметры съемки: Nikon D2Xs, Nikkor 70-200@116mm, ISO 100, f/7.1, 1/200с. Замечание: операции усиления бликов и придания дополнительного объема в недеструктивном алгоритме ретуши, используемом автором статьи, относятся к этапу финальной цветовой и тоновой коррекции, поэтому на данном этапе фотография, взятая в качестве примера для статьи, уже полностью отретуширована.
Способ 1. Усиление бликов с помощью режима наложения Linear Burn (Линейный затемнитель)Первый способ, который мы рассмотрим, является самым быстрым, но и результат его применения будет наименее контролируемым. На мой взгляд, он хорошо подходит для обработки мужских портретов(т.к. результатом применения данного метода обычно являются явные, резкие блики с некоторым усилением детализации, что может несколько подчеркнуть мужественность), при потоковой обработке (т.к. является наиболее простым и быстрым из трех предложенных способов) и при обработке пейзажей или фотосъемки еды (где дополнительная детализация и некоторая «резкость» тонов почти всегда будет плюсом). Начнем с того, что создадим новый пустой слой, кликнув на значок (), через меню Layer—>New—>Layer (Слой) или воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Shift+N.
Теперь нам нужно понять, в каком из каналов — R, G, B — блики будут наиболее явными. Для этого нужно либо их визуально проанализировать, перейдя в панель Channels (Каналы), либо сразу, по опыту, знать, какой канал окажется наиболее подходящим для данной конкретной цели. Если мы говорим об усилении объемов и бликов в портретной фотографии, то нас практически всегда будет интересовать синий канал. Чтобы взять информацию из канала и поместить её в слой, который мы только что создали, можно либо воспользоваться буфером обмена и скопировать её непосредственно из панели Channels (Каналы), либо, что гораздо быстрее, использовать команду Image—>Apply Image (Внешний канал) со следующими параметрами: Source (Источник) — файл с нашей фотографией, Layer (Слой) — Merged (Объединенные), Channel (Канал) — Blue (Синий), Blending (Наложение) — Normal (Обычный).
Сделав это, создадим копию полученного черно-белого слоя: воспользуемся Layer—>New —>Layer Via Copy (Скопировать на новый слой) или просто Ctrl+J, и поставим её в режим наложения Linear Burn (Линейный затемнитель).
Теперь в панели Layers (Слои) выделим оба полученных таким образом черно-белых слоя (оригинал с информацией синего канала и его копию) и объединим вместе: Layer—>Merge Layers (Объединить слои) или Ctrl+E. В результате получим очень темный черно-белый слой, полностью черный всюду, кроме участков, где на фотографии располагаются наиболее активные светлые области. Все, что нам осталось — это перевести его в режим наложения Screen (Экран) и отрегулировать интенсивность усиления бликов, изменяя его Opacity (Непрозрачность).
Ввиду того, что на последнем слое «провал» в черный наступает очень резко (и мы практически ничего не можем с этим поделать без ущерба для скорости работы), зоны с усиленным таким образом объемом имеют достаточно резкие границы, поэтому применять данный способ следует с некоторой осторожностью, особенно при ретуши женских портретов. Результат применения способа:
Способ 2. Усиление бликов и управление их насыщенностью при помощи канальной маски и корректирующего слояВторой способ, который мы рассмотрим, является, на мой взгляд, наиболее универсальным, быстрым и функциональным из предложенных. Он позволяет контролировать интенсивность усиленных бликов, степень резкости границ бликовых областей, а также их насыщенность. Как и в первый раз, за основу мы возьмем информацию синего канала, но в этом случае будем использовать её в качестве маски корректирующего слоя. Самый быстрый способ создать маску из канала — это воспользоваться свойством единства маски и выделения. Поэтому начнем с того, что создадим выделение из синего канала. Для этого в панели Channels (Каналы) Ctrl+Кликнем по нему, либо просто воспользуемся комбинацией клавиш Alt+Ctrl+5 (для новых версий Adobe Photoshop).
Теперь просто кликнем по иконке любого корректирующего слоя из панели Adjustments (Коррекции) и наше выделение автоматически появится в качестве его маски. В данном случае будем использовать корректирующий слой Vibrance (Вибрация). Полученную маску нужно немного доработать. Чтобы её увидеть, Alt-Кликнем по ней.
На маске воспользуемся уровнями: Image—>Adjustments—>Levels (Уровни) или Ctrl+L и установим их так, чтобы светлыми оказались лишь наиболее яркие участки фотографии (то есть там, где расположены блики), а все остальное плавно «уходило» в черный. Чем меньше и контрастнее при этом окажутся светлые участки, тем резче и тоньше будут блики.
Вернувшись к RGB-варианту изображения (Клик по любому слою), поставим наш корректирующий слой Vibrance (Вибрация) с полученной и доработанной маской в режим наложения Screen (Экран) и отрегулируем интенсивность усиления бликов, изменяя его Opacity (Непрозрачность). По желанию также можно воспользоваться ползунком Saturation (Насыщенность) данного корректирующего слоя и с его помощью влиять на насыщенность получаемых бликов, делать их более выцветшими или, наоборот, более близкими к цвету кожи.
Дополнительно хочу отметить, что вместо Vibrance (Вибрации), можно использовать любой другой корректирующий слой, например Color Balance (Цветовой баланс), тогда вместо насыщенности можно будет регулировать цвет получаемых бликов. Бонус для самых внимательных читателей! Скачать Action (Операции) для данного способа усиления объемов и бликов Способ 3. Тонкий контроль бликов и объемов при помощи кривыхТретий и последний в данной статье способ усиления бликов и придания фотографии дополнительного объема отличается от предыдущих тем, что мы не будем больше использовать маски и режим наложения Screen (Экран). Вместо этого мы воспользуемся корректирующим слоем Curves (Кривые). Также важным замечанием будет то, что данный способ является абсолютно не деструктивным, то есть не будет содержать в себе создание каких бы то ни было слоев с пикселями, масок или пиксельных изменений, а значит полностью подходит для использования в любом месте алгоритмов ретуши и обработки, построенных по недеструктивной логике. Начнем с того, что создадим корректирующий слой Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) с нулевыми настройками (он нам понадобится как вспомогательный), и вслед за ним — корректирующий слой Curves (Кривые). Далее воспользуемся инструментом , и с помощью него поставим единственную точку на кривой, кликнув в том месте на лице модели, относительно яркости которого мы хотели бы увеличивать контраст и усиливать блики. Для наилучшего результата это должно быть место нейтральной для лица яркости, то есть не тень (например, под скулой) и не блик (как, например, на кончике носа). По статистике, для портрета, снятого в среднем ключе, эта точка обычно оказывается в зоне от средних до три-четверть тонов.
Теперь перейдем уже непосредственно к усилению бликов и увеличению их контраста. Удерживая клавишу Alt, будем сдвигать ползунок точки белого в сторону увеличения яркости до тех пор, пока зоны с бликами не начнут намечаться. На данном этапе важно не переборщить, ведь пересветы в фотографии обычно считаются техническим браком, тем более на коже. В случае, если яркость бликов повышать некуда (точка белого уже выставлена), можно предварительно немного уменьшить контраст или яркость кадра, чтобы освободить место для нашей операции в тональном диапазоне. Последнее, кстати говоря, будет верным также и для двух вышеописанных способов.
После перемещения точки белого стало заметно, что слева от неё кривая стала провисать вниз, а значит она не только усиливает блики, но и уменьшает яркость в зоне темнее их. Так как затемнять в ходе нашего способа мы ничего не хотим, переведем наш корректирующий слой кривых в режим наложения Lighten (Светлее). И в результате получим:
Это уже практически конечный результат, но так как мы работаем с композитной кривой, а она увеличивает контраст и яркость бликов для всех каналов, то в результате в зонах увеличения яркости мы видим некоторые покраснения. Чтобы наш корректирующий слой кривых не влиял на цвет, а затрагивал только яркостные изменения, нам нужно перевести его в режим наложения Luminosity (Яркость). Но он уже стоит в режиме наложения Lighten (Светлее), а мы не можем поставить его в два режима наложения одновременно! Для разрешения этой проблемы кликнем правой кнопкой на слой кривых и выберем в появившемся меню Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску), либо Alt+Кликнем между слоями (как бы под слоем кривых и над слоем Brightness/Contrast). Затем, сделав активным созданный нами в самом начале вспомогательный слой Brightness/Contrast (Яркость/Контраст), поставим его в режим наложения Luminosity (Яркость). Примечание: метод опробован и гарантированно работает в версиях Adobe Photoshop CS6 и более поздних.
Все что осталось — настроить Opacity (Непрозрачность) для любого из двух корректирующих слоев и/или чуть более аккуратно настроить кривую, регулируя резкость, зоны и интенсивность получаемых бликов. Результат применения способа:
ЗаключениеЭти три способа усиления бликов и придания дополнительного объема и контраста фотографиям не случайно объединены в одну статью. Каждый из них имеет право на существование, каждый применяется в реальной практике, у каждого свои плюсы и особенности: первый — быстрый и агрессивный, второй — универсальный и дает много дополнительных возможностей, третий — позволяет наиболее аккуратно относиться к качеству фотографии и является полностью недеструктивным. Автор рекомендует изучить и попробовать каждый из них с тем, чтобы потом выбрать наиболее подходящий к Вашему алгоритму работы. Для сравнения три метода со стопроцентной непрозрачностью:
Видеоурок© Стив Ласмин, сентябрь 2013
Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: Фотожурнал / Уроки ретуши и постобработки / Три способа тонкого усиления бликов
Курсы обучения фотографии:Тематические уроки по фотографии:
Мастер-классы для фотографов: |
© 2016 — 2023 Насмотренность
Любое копирование и использование текстов этого сайта без предварительного письменного согласия администратора запрещено.
| E-mail: darya@paninphotoschool.ru |