Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Фотограф Родни Смит. Классический сюрреализм

Фотограф Родни Смит. Автопортрет Родни Смит живет и работает в Нью-Йорке. Бывший преподаватель кафедры теологии в Йельском университете, сейчас он сотрудничает со многими известными компаниями и модными журналами, проводит обучающие семинары по фотографии, издает альбомы своих фоторабот... Его снимки — магическая комбинация стиля, остроумия и фантазии. Наши читатели могут поближе познакомиться с этим удивительным мастером — с удовольствием публикуем интервью с Родни Смитом и большую подборку его работ.
Вы много рассказываете о том, как обрести свое уникальное видение. Как вы считаете, это приходит с опытом, или же некоторые фотографы имеют врожденный талант?

Я убежден в том, что у абсолютно любого человека есть потенциал к самовыражению. Научиться налаживать контакт с самим собой, с тем, что внутри тебя, довольно непросто. Большинство людей предпочитает тратить энергию на разговоры о других вещах, нежели задумываться о том, что действительно дополнит их самих или поможет им развить и укрепить их собственный внутренний голос. Это относится к любой творческой деятельности, будь то музыка или живопись. Люди тратят много времени на изучение предмета, на его технический аспект — на все то, что находится на поверхности, вместо того, чтобы углубиться в те психологические аспекты, которые делают каждого человека уникальным и непохожим на других.

Фотограф Родни Смит

Многие считают, что с талантом рождаются — кому-то везет, кому-то нет. Я в это не верю. Я уверен, что в любом человеке заложены возможности, просто потому что он человек, а в каждом человеке есть чувства. Если человек умеет их выражать, это умение и становится частью его таланта.

Ваши фотографии полны оптимизма и счастья. Почему вы выбрали такой стиль съемки? Что вы хотите донести до зрителя?

В моих работах подтекст, скорее, эмоциональный, нежели интеллектуальный. Я считаю, что большая часть современного искусства, будь то театр, музыка, живопись или фотография, поддерживает и развивает одну и ту же тему — «как тяжко жить». Освещение проблемной части современного общества мне неинтересно, мне ближе подход мастеров эпохи Возрождения. Они тоже изображали реальный мир, но их взгляд был радостным и вдохновленным, они были просто счастливы жить на этом свете. Воспевание жизни — вот что питает великое искусство.

Любой человек осознает, что в мире существует зло. Но большинство людей не подозревают о том, сколько добра и света они могут принести окружающим.

Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит

На многих ваших фотографиях присутствуют часы. Что они для вас символизируют?

Тема времени для меня никогда не теряет своей актуальности. Если говорить упрощенно, бывают хорошие и плохие времена. Какое же время сейчас? Какое сейчас время в чьей-то жизни? Этот человек живет прошлым, настоящим или будущим? Поэтому часы имеют для меня важный метафорический смысл.

Фотограф Родни Смит На всех снимках вы уделяете большое внимание композиции. Нарушаете ли вы когда-то правила построения кадра? Считаете ли вы, что это необходимо вам как фотографу?

Мы знаем множество фотографов с потрясающим композиционным чутьем, тот же Юджин Смит или Картье-Брессон. Я считаю, что композиция в фотографии сходна с ритмом в музыке. Если вы чувствуете этот ритм, значит и с композицией у вас все будет в порядке. Композиция может отличаться от классических канонов. То, как элементы вписываются в окружающую среду, их расположение, масштаб, отношения между объектами и людьми в кадре, между фотографом и предметом съемки — на всем этом композиция и строится.

Если читать стихи, написанные пятистопным ямбом, возникает ощущение, что этот четкий ритм — биение чьего-то сердца. Именно поэтому обычно людям нравится, если что-то подчиняется определенному порядку — для них это комфортно, это «в ритме сердца».

Персонажи многих ваших фотографий будто находятся в поисках чего-то. Это сделано намеренно? Отражает ли это какие-то личные переживания?

Я думаю, каждый ищет что-то, будь то смысл или цель в жизни. Или же это поиск себя: важно ли для человека то, чем он занимается, как он вписывается в свой мир. Наверное, каждый, кто задумывается о своей жизни, задается вопросом о ее назначении.

Я своего назначения, к слову, не знаю. Это своего рода головоломка, я свою еще не решил.

Фотограф Родни Смит Насколько для вас важно, чтобы ваши фотографии рассказывали связную историю? Работаете ли вы над идеей непосредственно перед съемкой?

У меня нет заранее спланированных концепций. Все начинает строиться относительно места съемки, на всех моих фотографиях оно играет ключевую роль. Как только я окончательно определяюсь с местом, все кусочки складываются в общую картинку, и мне уже не хочется загадывать, какими получатся сами фотографии. Я никогда не снимаю тесты на Полароид, я никогда не провожу съемку, имея в голове готовое представление о том, что в итоге должно получиться. Перед съемкой у меня есть некое общее ощущение, ожидание от будущего кадра, остальное формируется спонтанно — так и рождаются фотографии. Несмотря на то, что они кажутся тщательно продуманными в плане композиции, они всегда спонтанны. За пять минут до того, как снять 95 процентов моих фоторабот, я даже не знал, что вообще нажму кнопку.

Почему вы назвали свою недавно изданную книгу «Конец»?

Изначально книга должна была называться «Конец — это только начало», но дизайнер посчитал его слишком длинным. Несколько лет подряд я снимал эти довольно сюрреалистичные фотографии и все гадал, конец ли это некого этапа моей жизни, или же я продолжу и дальше. Было ли это началом или концом подобной работы? Я все еще не уверен в ответе. Из этих переживаний и родилось название книги.

Чему вы обучаете слушателей на своих семинарах?

Я очень люблю свои семинары. Я преподаю в течение многих лет, и для участников занятий это всегда интенсивный эмоциональный опыт. Когда люди показывают мне свои снимки, и мы разговариваем, происходит своего рода катарсис. По какой-то непонятной мне самому причине я могу многое рассказать о самом авторе по его работе: о его тревогах и опасениях, страхах, о том, откуда они берутся и что стоит на пути к дальнейшему развитию. После этих занятий их работы радикально меняются.

Сейчас большинство мастер-классов посвящены технике съемки или работе в Photoshop, и с этим ничего не поделать. Арт-директоры, любители и настоящие профессионалы, художники, продюсеры и люди совсем других профессий, которые приходят ко мне, начинают видеть мир и самих себя под совсем другим углом, и это переживание действительно совершенствует их изнутри как фотографов.

Ваша работа, должно быть, приносит большое удовлетворение.

Да, но в то же время это непростая работа, в том числе и для меня самого. Это изнурительно, но очень действенно. В самом начале занятия, когда мы представляемся друг другу, я задаю каждому присутствующему два вопроса: «Что вы хотите получить от этого мастер-класса?» и «Вы действительно готовы посвятить этому всю жизнь?». Многие люди впоследствии пишут мне о том, как сильно этот опыт их изменил.


Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит

Сейчас, когда вокруг так много фотографов, как выделить себя из общей массы?

Я считаю, что если вы оригинальны и у вас действительно получаются хорошие снимки, это происходит естественным путем. Тяжело осознавать, что сейчас, когда у любого есть камера в мобильном телефоне, ценность работы фотографа упала. Когда я был моложе, требовалось немало усилий и дисциплины, чтобы обучиться этому ремеслу. Все снималось на фотопленку, и для меня до сих пор интересна аналоговая фотография. Сейчас же люди без малейшего опыта могут сделать вполне грамотный снимок на цифровую камеру. Различия, основанного на технических знаниях, уже практически не существует.

Фотограф Родни Смит

Раньше фотография была чем-то загадочным. Мы доставали пленку из камеры, проявляли ее, печатали кадры. Это был целый процесс, с которым многие на данный момент не знакомы. Сейчас все считают, что на компьютере одно можно отредактировать, другое — убрать и так далее. На моих снимках ничего подобного нет, 99 процентов результата я достигаю непосредственно во время съемки. Я не люблю заниматься ретушью и прибегаю лишь к цветокоррекции. Действительно важно лишь то, как вы видите.

Мир вокруг быстро меняется, и Интернет изменил отношение к фотографии. Что-то в лучшую сторону, например, теперь куда более широкая публика может увидеть мои работы. А что-то определенно к худшему, ведь в целом сегодня фотография сильно обесценена.

В скором времени все опять может поменяться. Я сам снимаю на пленку и замечаю, что многие люди переходят с цифровой фотокамеры на пленочную. Это интересно и довольно неожиданно.

В своем блоге вы довольно открыто рассказываете о своем детстве. Какую ответную реакцию вы получаете? Посоветуете ли фотографам завести блог?

Ведение блога преподнесло мне немало сюрпризов. Когда я был молод (сейчас мне 63), я был уверен, что в будущем стану писать романы. Изначально моим профильным предметом была английская литература, мне всегда очень хотелось стать писателем, но в скором времени я осознал, что мне не хватает для этого навыков. Мне было очень тяжело изливать чувства на бумаге так же, как я делаю это в фотографии.

Много лет спустя мой студийный менеджер посоветовала мне завести блог, чтобы привлечь внимание к моей книге. Поначалу я был от этой идеи не в восторге, мне было сложно, но каждый понедельник я садился за компьютер. Я потихоньку начал писать, и очень скоро меня это захватило. Как-то раз я подметил, что все получается довольно быстро, если я точно знаю, о чем хочу рассказать.

Насчет комментариев, которые мне оставляют мои читатели — похоже, по большей части людям нравится то, что я пишу. В прошлом году количество подписчиков увеличилось вдвое, и что самое интересное, я получаю письма со всего мира: из России, Китая, Восточной Европы, Японии, Австралии.

Я всегда любил фотографию и литературу. В каждой выпущенной мною фотокниге есть хоть немного текста, мне нравится дополнять фотографии рассказом. Если слова подобраны верно, это привносит в фотографию своего рода дополнительное измерение.

Фотограф Родни Смит Сейчас мода часто обращается к стилю прошлых годов. Что вы думаете об этой тенденции?

Не вижу в этом ничего удивительного. Люди обращаются к прошлому: практически любая модная тенденция – это отголосок 50-х, 60-х, 70-х годов... Классик американской литературы однажды сказал: «Большинство людей ведут свою жизнь в тихом отчаянии». Думаю, сейчас это высказывание так же актуально, как и сто лет тому назад, и я вижу это в фотографии, в живописи. Люди действительно потеряны, и в культуре они ищут кого-то, кто помог бы им найти верный путь. Современное искусство, которое всегда помогало в этом, больше не справляется с этой задачей. Слово искусства – это лишь отражение тех же самых чувств, которые наполняют этих людей. Постепенно они начинают это осознавать. Классическое же искусство имеет значение в общечеловеческом масштабе. Неважно, в каком веке мы живем, его побуждающая сила никогда теряет актуальности. Этого-то сильно не хватает поп-культуре. Я не знаю, что принесет нам будущее, будет ли это что-то мимолетное, или же в 21 веке произойдет что-то фундаментальное, что впоследствии люди будут расценивать как серьезный культурный сдвиг.

Можете поделиться с нами какими-то секретами фотографии?

Помните, что вы уникальны. Всегда будьте на своей стороне, если у вас есть своя система ценностей и моральный кодекс, если вы готовы посвятить этому всего себя и занимаетесь фотографией не для того, чтобы просто заработать. Тогда у вас все получится. Чтобы построить карьеру, нужно от 10 до 15 лет. Когда я начинал в 1973 году как фотограф, снимающий на черно-белую пленку, в этой работе не было никакой коммерческой выгоды. Тогда никто не становился фотографом с целью заработать. Знаете, все равно как учителем ты не становишься для того, чтобы разбогатеть. То же самое с фотографией – вам должно это нравиться. Это профессия вас выбирает, а не вы ее, и вам следует помнить об этом. Это дар, который вы приняли, и потребуется много сил и времени, чтобы напитать и развить его. Все хотят немедленных результатов, но это не та сфера, в которой так выходит. Я еще не встречал никого, кто был бы действительно хорош в фотографии и не потратил на это годы упорной работы.

Что вы считаете своим наследием?

О, это решать не мне, а другим. Я лишь пытаюсь делать все, что в моих силах и на что я способен.

Мы собрали для наших читателей большую подборку работ Родни Смита. Вдохновляйтесь!

Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит
Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит Фотограф Родни Смит

Перевод: Яна Григорьева
Редактор: Дарья Панина


Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Мастера фотографии / Фотограф Родни Смит. Классический сюрреализм
Тэги к статье: интересные фотографы, интервью, подборка фотографий
Дата: 2015-04-24 | Просмотров: 4654

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: