Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Генрих Кюн. Фотоимпрессионизм. Если бы Ренуар купил фотоаппарат

Автопортрет. Генрих Кюн. Фотогравюра

Генрих Кюн (Heinrich Kuhn, 1866–1944) является ключевой фигурой пикториализма. Он входил в узкий круг европейских фотографов, которые со всей страстью верили в эстетический потенциал фотографии. Основным стремлением мастера было создание фотографий, художественная ценность которых могла бы конкурировать с живописью. Тематика работ Кюна была ограничена контекстом его семейной жизни, но это не помешало фотографу стать влиятельным представителем своего времени, а его работам — вызывать восхищение и современного зрителя.

Генрих Кюн родился 25 февраля 1866 года в Дрездене (Германия). Внук скульптора, он изучал живопись и музыку, после непродолжительной военной службы — медицину и естественные науки, а затем заинтересовался фотографией. Около 1890 года он окончательно оставил медицину и полностью посвятил себя фотоделу. В 1896 году он переехал в австрийский город Инсбрук, вступил в Венский фотоклуб, начал принимать участие в фотовыставках и публиковать в журналах статьи, посвященные техническим вопросам фотографии.

В Венском фотоклубе Кюн познакомился с Хуго Хеннебергом и Гансом Ватцеком, вместе с которыми создал творческий союз «Трилистник» и разработал альтернативную технику фотопечати, известную сейчас как гуммиарабик. Получаемые с помощью этой техники фотоснимки отличало богатое разнообразие оттенков и мягкое зерно. Можно сказать, что у Кюна был свой особый «Фотошоп». Перед экспонированием (порой неоднократным) он наносил на акварельную бумагу низкочувствительный раствор, смешанный с цветными пигментами, получая, таким образом, цветное изображение еще до изобретения технологии цветной печати как таковой.

Генрих Кюн. Осень.

Ранние пейзажи Кюна захватывают дух: яркие атмосферные снимки природы размывают границы между фотографией и живописью. Многие из них напоминают работы художников-импрессионистов, что на тот момент было беспрецедентным явлением. Данный «живописный» подход лег в основу нового течения в фотографии, названного пикториализмом (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный).

Позже, под влиянием своего друга Альфреда Стиглица, Кюн перешел от романтического импрессионизма к менее детализированному, почти абстрактному стилю. Он сконцентрировался на изучении освещения и оттеночных переходах. Этот стиль отражает развитие Венского сецессиона, вместе с членами которого Кюн часто участвовал в выставках.

Также фотохудожник экспериментировал с еще одним из старейших процессов цветной фотографии, изобретенным братьями Люмьер, — автохромом. Данная технология особенно увлекала Кюна и позволяла получить богатство оттенков и плавные цветовые переходы на фотографии.

Помимо художественной фотографии Генриха Кюна волновали и технические вопросы фотодела. Производители фотообъективов того времени стремились к все большей резкости, что противоречило художественным принципам Кюна. Это побудило мастера самостоятельно исследовать возможности оптики. С 1928 года в продаже появился созданный им объектив Kuhn Anachromat, позволяющий получать мягкий рисунок с эффектом художественного размытия изображения, близкий к манере живописи импрессионистов.

Работа Генриха Кюна

В то время как его друзья Эдвард Стейхен и Альфред Стиглиц осваивали новые фотографические теории и приобретали все большую известность, Кюн оставался верен своим живописным техникам. Фотографическим новшествам и столичной суете он предпочел тихое семейное счастье, окончательно осев в Инсбруке. Там, в своей деревянной панельной студии, художник отгораживался от столь быстро меняющегося мира искусства и оттачивал свою технику печати.

Четверо детей фотохудожника были его любимыми моделями. Кроме них, на фотографиях Кюна часто появляется Мэри Уорнер — няня детей, после смерти его жены фактически заменившая им мать. Для съемок Кюн тщательно подбирал своим моделям одежду по текстуре и цветовому контрасту. Идиллические зарисовки, которые выглядят столь свежо и спонтанно, чаще всего были результатом многих дней практики в позировании. Сперва фотограф делал наброски, после чего часами ждал подходящего света. Каждый его снимок — воплощение тщательнейшего исследования композиционной гармонии. «Я беру камеру в руки лишь тогда, когда уверен, что получается действительно хорошая поза», — писал Кюн в заметках.

Работа Генриха Кюна

Благодаря своим фотографиям с их смелыми и намеренно упрощенными композициями Генрих Кюн стал одним из основоположников международного пикториализма. Его работы сыграли ключевую роль в переходе от утилитарности фотографии к ее эстетической ценности.

Фотография как предмет искусства
Эта тема раскрывается в рамках авторского фотокурса Сергея Романова «Арт-фотография». Слушателей ждет увлекательное путешествие в мир уникальных отпечатков и ограниченных тиражей — в альтернативную фотографию.

Стоимость всех расходных материалов включена в стоимость программы.

Фотохудожник оставил после себя обширное фотографическое наследие. Представляем подборку работ мастера, которую мы собрали для наших читателей. Смотрите и вдохновляйтесь!

Работа Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха Кюна
Работа Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха Кюна
Работа Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха Кюна
Работа Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха КюнаРабота Генриха Кюна

© Дарья Панина, 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.


Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Мастера фотографии / Генрих Кюн. Фотоимпрессионизм. Если бы Ренуар купил фотоаппарат
Тэги к статье: интересные фотографы, пейзаж, портрет, подборка фотографий, пленэр, резкость
Дата: 2015-04-17 | Просмотров: 5042

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: