Ходит много анекдотов про то, что достаточно купить камеру, и ты автоматически становишься фотографом. Фотография — такая же профессия, как и прочие. Фотоаппарат же в ней — инструмент, не более.
В том, что камеру достаточно взять в руки, так сразу пойдут шедевр за шедевром, у меня иллюзии никогда не было. Nikon D90 появился у нас летом 2011 года, и с того времени я постоянно стремился найти информацию о том, как фотографировать.
Книги, видеоуроки, примеры работ — путь достаточно бюджетный, но чрезмерно трудный, поскольку нет обратной связи. Вопрос можно конечно задать на форуме, но вот компетенции отвечающих иногда вызывают сомнение. В какой-то момент я уперся в то, что мне нужен свет. Искусственный студийный свет, полнящий огромные каталоги крутых фотомагазинов и манящий довольно странными брендами вроде Broncolor, Hensel, Profoto. И я стал искать того, кто бы меня научил.
Это должен был быть курс с внятной программой по свету, не мастеркласс (смотрите, как я могу), не массовое сборище в концертном зале, а самое главное — это должен был быть курс человека с понятным мне видением, а также уровнем мастерства, в котором не будет чествоваться чего-то «кривоватого».
И я искал. Подобные курсы вообще недешевы (да они и по определению не могут быть дешевы), поэтому промахнуться было бы крайне обидно.
Скажу сразу, если бы был курс в Москве Игоря Сахарова — я бы пошел к нему на предметную съемку, несмотря на то, что человек определяет себя как ремесленника фотоиндустрии, но он живет в Петербурге, а ждать не хотелось.
Вторым вариантом была школа Родченко, у них есть соответствующая программа. Я даже оставил заявку на сайте. Дважды. С перерывом 4 месяца. Но великая школа никак не откликнулась — видимо, набрать группу не получается.
Я не помню, как попал на станицу школы Панина. Посмотрел работы Михаила, прочитал программу. Решение было принято на семейном совете — надо сходить на «Профессиональную работу со светом в студии. Курс Михаила Панина».
И на адрес школы был переведен аванс за обучение.
А дальше я начал сомневаться. О школе довольно много хвалебных отзывов. Но встречаются и отрицательные — их суть сводится к тому, что человек шел за детальной инструкцией, а преподаватель пытался заставить его проявить свое видение. Для меня это не было критичным, даже мои лучшие преподаватели в университете подвергались детальным обструкциям на стенах туалетов — это нормально, это значит, что человек не оставляет равнодушным. Но это полужило причиной, чтобы разобраться с тем, кто же их ведет.
Я провел свое расследование. Михаил действительно известный человек. Я встретил целую серию постов модели, которая работала с этим автором и писала о том, как в дальнейшем ей помогло это сотрудничество. Посмотрел комментарии Михаила в жж, на фотоиндустрии. Мастер часто выступал с резкими критическими замечаниями, причем, например, Олег Титяев целые блоки текста удалял. Мой анализ ничего кроме сомнений не дал — но такой уж я человек, чтобы сомневаться.
Но настал час X, и наша небольшая группа из 5 человек оказалась на диванах черной студии в районе Мясницкой. Дальше уже сомнений не было. Курс вел человек со своим видением, детально разбирающийся в деле, имеющий за спиной десятилетия студийных съемок. Оставалось лишь достать блокнот, слушать, думать, запоминать, рисовать и местами записывать.
Курс шел 7 дней подряд. Каждый день от 3 до 6 часов в зависимости от «глубины» темы. Фотографировать там не учили. И снимать тоже. Учили, работать с моделью, понимать процесс, видеть свет, разбирали, как им можно управлять.
Время прошло почти моментально. Казалось, что только-только все знакомились и слушали введение в курс, как шли уже последние съемки ню-жанра, которыми заканчивался курс.
Где в середине курса меня вообще посетила мысль, что идея продать фотоаппарат не так уж и абсурдна. До курса я знал почти все о фотографии, а к середине понял, что не знаю пока ничего, кроме набора терминов, смысл которых я не всегда понимаю.
Разглядывая результаты технических упражнений, понимаешь, что пока это не твоя картинка. Тебе объяснили, как она строится, даже позволили ее сломать, а потом заново воссоздали. Но картинка не твоя — ее создал мастер, как и организовал съемку.
В последний день пришло сознание того, что все только начинается. Работы предстоит очень много, но уже есть вектор и понимание. Сразу рождаются идеи, что надо воплощать.
Научили ли меня чему-нибудь на курсе, наверное, покажет время. Я остался удовлетворенным, и теперь я точно знаю, почему этот курс стоит столько и почему он не может стоить меньше. Эти курсы редки, группы маленькие, модели подобраны для работы на семинарах (очень многие сталкиваются с тем, что просто не могут объяснить модели, как ей встать, оборудование высокопрофессиональное.
Я рад, что познакомился с Михаилом и постараюсь не забыть его советы. Скорее всего, попробую и другие курсы. Просто потому что эти люди снимают так, как это мог бы видеть я, когда выращу руки из правильного места.
Если кто-то соберется на этот курс, то хочу сразу предупредить, что это не то место, где вас будут безмерно хвалить за небольшие (или большие) деньги. Для этого есть, например, fotoshkola.net — где вам расскажут про вашу гениальность за сравнительно невысокую плату.
Вас могут обругать. Могут очень резко пройтись по тому, что Вам нравится (аргументировано, но без подбора выражений). Хвалить будут редко, либо вообще не будут. Явные ошибки, а главное — небрежность — подвергнутся обструкции (я отхватил свое за силуэт кабеля в кадре — вполне заслуженно, надо сказать). Я лично удостоился одобрения от Михаила только в отношении одного кадра.
Подводя итог, могу сказать, что очень доволен тем, как сложилось с моим фотообразованием. Благодарю Михаила за выполненную работу и надеюсь, что смогу найти возможности для участия в прочих программах этой фотошколы.
С уважением, Дмитрий |