Насмотренность   Насмотренность






10 фильмов, которые стоит посмотреть каждому фотографу

Кинематограф — неисчерпаемый источник вдохновения для фотографа. Многие приемы работы со светом из арсенала кинооператоров могут быть с легкостью использованы в фотосъемке. Fashion-фотограф Melissa Rodwell делится с читателями собственной подборкой действительно полезных для фотографического саморазвития кинолент.

Вспоминаю те стародавние времена, когда у нас только появилось кабельное телевидение. Поздно вечером по телевизору показывали иностранные кинофильмы. Мне было 15 лет, как-то вечером мне не спалось, а по кабельному как раз шла «Луна» Бертолуччи. Сюжет был довольно колоритен, разворачивающаяся на экране драма захватывала, но самое большое впечатление на меня произвел свет. Я могла бы спокойно смотреть этот фильм с выключенным звуком, настолько впечатляющим оказался визуальный ряд!

Работа оператора Витторио Сторато полностью очаровала меня. В работах этого мастера числятся и другие известные фильмы: «Красные», «Конформист», «Последнее танго в Париже» и, наконец, первый номер моего персонального хит-парада — «Апокалипсис сегодня». Разве можно забыть освещение в данной картине? Помните эпизод, где отряд бойцов Роберта Дюволла занимается сёрфингом во время бомбёжки? Или вырезанный из прокатной версии фрагмент, где показана ночь Мартина Шина с французской вдовой-опиумисткой?.. Освещение в той спальне отпечаталось на подкорке моего мозга, превратившись в мою собственную «эталонную» световую схему.

Вскоре после того, как работа Бертолуччи и его верного соратника Сторато запала мне в душу, я увидела в газете рекламу «Карманных денег» Франсуа Трюффо. Я была весьма впечатлена афишей и упросила маму подбросить меня до местного кинотеатра, где взахлеб посмотрела сразу два фильма Трюффо: «Карманные деньги» и «400 ударов». После этого я буквально «подсела» на кино. При любой возможности я ехала в этот маленький кинотеатр, где, не побоюсь этого слова, впитывала в себя все картины, которые удавалось посмотреть.

В 16 лет я увидела «Последнее танго в Париже» и снова была поражена до глубины души! Постановка света — вот то, что больше всего впечатляло меня в юности и впечатляет до сих пор. Признаюсь честно: я с удовольствием посмотрю фильм, прохладно принятый критиками и прессой, если оператор гарантирует мне шикарный визуальный ряд. Картине с великолепным, сложным светом я могу простить слабый сюжет или бледно выписанных персонажей.

Меня вдохновляют сотни фильмов, и чтобы рассказать о всех, просто не хватит времени и сил. Поэтому список, которым я хочу поделиться с читателями, довольно короткий. Эти картины существеннее всего повлияли на мое чувство прекрасного, на то, как я ставлю свет при съемке, как выстраиваю сюжеты… Это основные маячки на моем пути развития как фотографа.

Итак, список фильмов, которые стоит посмотреть каждому фотографу:

«Ночной портье»

Ночной портье - кадр из фильма

Этот фильм настолько противоречив, что всегда будет вызывать огромное количество споров. Бесспорно лишь то, что освещение там изумительное. Альфио Контини замечательно расставил световые акценты в этой темной истории. Главный герой, обуреваемый чувством вины из-за своего темного прошлого, постоянно скрывается в тени и прячется от света. Кстати, главную героиню зовут Лючия, что в переводе с латинского и значит не что иное, как «свет». Я смотрела этот кинофильм огромное количество раз, но до сих пор с каждым просмотром открываю для себя что-то новое.

«Апокалипсис сегодня»

Апокалипсис сегодня - кадр из фильма

И сюжет фильма, и режиссерская работа Френсиса Форда Копполы воистину гениальны. Камера и освещение не отстают и создают сильнейший эффект присутствия — зрителю действительно кажется, будто и он вместе с остальным взводом разыскивает полковника Курца.

Выше я уже упомянула несколько выдающихся, на мой взгляд, эпизодов. Вспомню еще один — финальное противостояние Мартина Шина и Марлона Брандо. Игра света в этом фрагменте настолько великолепна, что у меня кожа покрывается мурашками даже сейчас, когда я просто описываю это на бумаге! Если вы еще не видели этот фильм — вы очень много потеряли, и я не понимаю, почему вы всё еще здесь.

«Крестный отец»

Крестный отец - кадр из фильма

Еще один шедевр Копполы, неизменно занимающий верхние места разнообразных хит-парадов. Актеры, сюжет, постановка — здесь всё великолепно, да и работа осветителей просто безупречна. Взять хотя бы первую сцену, изображающую аудиенцию у дона Корлеоне — в кадре нас сразу встречает совершенно волшебный свет!

Гордон Виллис всегда был и останется одним из моих любимых кинооператоров. Помимо прочего, он работал с Вуди Алленом над одними из лучших картин этого выдающегося режиссера — «Манхэттен» и «Энни Холл».

«А теперь не смотри!»

А теперь не смотри - кадр из фильма

Энтони Раймонд — еще один человек, про работу которого я могу сказать лишь одно слово: «Гениально!». Где-то раз в год я пересматриваю «А теперь не смотри!». Это тревожная, печальная история, где оператор заставляет зрителя еще сильнее сопереживать главным героям, разделяя с ними горечь потери дочери. Фильм достоин места в коллекции любого киномана, а внимательного зрителя ждет щедрая порция «вкусных» световых нюансов.

Раймонд работал также над картиной «Пианист», где использовались уникальные световые решения, заслужившие множество восторженных отзывов.

«Дни жатвы»

Дни жатвы - кадр из фильма

Совместная работа Нестора Альмендоса и Хаскеля Векслера заслуженно получила свой Оскар за операторскую работу. Признаюсь честно, сюжет лично меня не очень увлек, однако об операторской работе в этом произведении я могу говорить часами.

Еще один шедевр авторства Нестора Алмендоса, который я рекомендую посмотреть — это лента «Выбор Софи».

«Китайский район»

Китайский район - кадр из фильма

В центре фильма Романа Полански, подарившего нам ленты «Пианист» и «Ребенок Розмари» — трагическая история, разворачивающаяся под палящим солнцем Лос-Анжелеса. Полански — гениальный режиссер, и для своих работ он выбирает гениальных же операторов. Оператором в «Китайском районе» стал Джон Алонцо. Не поленитесь, посмотрите все его фильмы. Вам станет ясно, что, вопреки распространенному мнению, картинка фильма жанра «нуар» не обязана быть черно-белой, чтобы подчеркнуть напряженный, тревожный сюжет. С своих работах Алонцо с легкостью добивается этого эффекта мастерской работой со светом.

«Незнакомцы в поезде»

Незнакомцы в поезде - кадр из фильма

Конечно, мы не пройдем мимо фильмов Хичкока. По его картинам действительно можно учиться фотографии и операторскому искусству (что мы и делали в нашей Академии искусств на курсе по постановке света). Я внесла в свой список рекомендаций именно «Незнакомцев», но у Роберта Буркса, любимого оператора Хичкока, в активе также такие замечательные работы, как «Вертиго», «На север через северо-запад», «Птицы», «Поймать вора» и множество других. Четыре фильма из перечисленных были номинированы на Оскар или получили его. Думаю, столько заслуженных почестей уже многое говорят о мастерстве кинооператора.

«Из Африки»

Из Африки - кадр из фильма

Работа оператора Дэвида Уоткина заставила меня сидеть, раскрыв рот, до самых финальных титров. Впервые я посмотрела эту картину в 1985 году и, как сейчас помню, мой муж долго злился на меня — после показа я рыдала без остановки! Посмотрим, сможете ли вы сдержать эмоции. На всякий случай советую смотреть этот фильм в одиночестве ;)

«Семь»

Семь - кадр из фильма

Освещение, поставленное Дариусом Ходжи в этом триллере — безупречно. Фильм в целом не входит в число моих любимых, но картинка там прекрасна. Я периодически возвращаюсь к этой ленте, пересматриваю ее, изучаю приемы постановки света.

«Долгая помолвка»

Долгая помолвка - кадр из фильма

Возможно, кинооператор Брюно Дельбоннель более известен как человек, снявший «Амели», однако мне больше по душе именно его «Долгая помолвка». Изящные световые решения, использованные в этом фильме, побудили меня посмотреть все фильмы этого оператора подряд (и не пожалеть об этом).

Вот мой небольшой список. Повторюсь, мне не хватит места и времени (и памяти), чтобы перечислить здесь все фильмы, которые когда-либо меня вдохновили. Но начало положено. Надеюсь, у вас еще долго не возникнет вопрос «что посмотреть в выходные». :)

Может быть, Вы захотите с ходу дополнить мой список? Поделитесь в комментариях, какие фильмы вдохновляют Вас?

Автор: Melissa Rodwell

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Интересное / 10 фильмов, которые стоит посмотреть каждому фотографу
Тэги к статье: интервью, начинающим, урок
Дата: 2015-04-04 | Просмотров: 16678

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: