|
| Как пользоваться гистограммойГистограмма — отличный способ беспристрастно оценить экспозицию, который позволяет фотографу полагаться не только на свое субъективное мнение. Гистограмма особенно полезна при ярком солнце, когда ОсновыГистограмма — столбчатая диаграмма, показывающая, сколько пикселей из общего числа приходится на каждый из уровней яркости в диапазоне между абсолютно белым и абсолютно черным. Абсолютно черный цвет находится слева, абсолютно белый — справа. Высота столбца в каждой точке по горизонтали зависит от того, сколько пикселей указанной яркости содержит изображение. Темные или недоэкспонированные снимки имеют гистограмму, сдвинутую влево. Светлые либо переэкспонированные снимки обладают гистограммой, прижатой к правому краю. Правильно проэкспонированный снимок имеет, как правило, равномерно распределенную по всему диапазону яркостей гистограмму. Но не всегда. Снимите черную кошку в темной комнате — гистограмма сместится влево. Залитый солнцем зимний пейзаж сдвинет её почти вплотную к правому краю. Установка экспопарыСамый главный момент, в котором может быть полезна гистограмма, — это понимание того, «выбиты» ли света на изображении. Переэкспонирование — смерть для цифрового изображения. А с помощью гистограммы можно легко выяснить, где информация потеряна: если на снимке присутствуют пересвеченные области (стопроцентно белый, или значение 255 по шкале интенсивности цвета), то правый край гистограммы покажет высокий (относительно других) вертикальный столбец. Если изображение будет сильно переэкспонировано, гистограмма покажет уже не единичный пик: справа вы увидите целую изгородь из подобных столбцов. Недосвет в 2 ступениДаже самые белые цвета на этом фото (маленький бугорок в центре гистограммы) находятся в зоне серого. А все остальные цвета получились очень темными — гистограмма сильно прижата к левому краю. При съемке черной кошки в темной комнате такой вариант экспонирования, может быть, и подошёл бы, но для обычных сюжетов это неприемлемо. Недосвет в 1 ступеньДиапазон самых ярких цветов снимка понемногу выходит из «серой» зоны и сдвигается в сторону светов — это заметно по общему сдвигу гистограммы чуть вправо. Правильно проэкспонированный снимокНебольшой выступ на крайней правой части гистограммы — группа пикселей в области изображения, где мы видим белую гаражную дверь. Этот «пик» находится как раз на своем месте — близко к правому краю горизонтальной шкалы, но не выходя за её пределы. Распределение столбцов в виде небольшой выпуклости означает, что в этой области сохранены детали — дверь запечатлена с мельчайшими подробностями, а не в виде белого прямоугольника. Такой снимок можно с помощью редактора сделать и более светлым, но совсем немного. Опытному фотографу понятно, что здесь нужна аккуратность: еще треть ступени вправо и мы получим пересвет. Если внимательно изучить гистограмму, видно несколько групп пикселей правее упомянутой выпуклости. Так отображаются яркие участки на зеркальных поверхностях. Не бойтесь, если при обработке эти области будут слегка «выбиты». Пересвет в 1 ступеньОбратите внимание на тонкую вертикальную линию, вплотную примыкающую к правому краю гистограммы. Это тот самый «холмик» на гистограмме из предыдущего примера, который соответствовал группе пикселей в той области, где находится гаражная дверь. Как видно на переэкспонированном снимке, дверь полностью лишилась всех деталей и выглядит как белое пятно прямоугольной формы. Прижатая к правому краю гистограмма подтверждает это. Пересвет в 2 ступениВидите эти пики на правом крае гистограммы? Снимок переэкспонирован настолько, что огромное количество пикселей уже не содержит цветовой информации — только полностью белый цвет. Чем сильнее вы пересвечиваете снимок, тем больше стопроцентно белого цвета появляется на фото, что «разрушает» картинку. На гистограмме это видно по тому, как распределение сдвигается вправо. Если вы заметили «выбитые» света на фото — старайтесь снимать так, чтобы гистограмма находилась как можно ближе к правой границе, но не касалась её. При этом, немного «выбитых» светов, например, в бликах света на воде или солнце в кадре — нормальное явление. Но если чей-то лоб вдруг превратился в абсолютно белое пятно — это уже совсем не хорошо. Как правило, у таких снимков, ко всему прочему, получается еще и неправильная цветопередача. Если изображение остается слишком темным, а гистограмма при этом прижата к правому краю — это означает, что динамический диапазон фиксируемой сцены слишком велик. Корректно экспонировать изображение в этих условиях не представляется возможным. В таких случаях профессионалы стараются, например, подсветить (заполнить) тени, чтобы динамический диапазон сцены уложился в динамический диапазон матрицы фотоаппарата. Любители же всеми правдами и неправдами пытаются увеличить динамический диапазон финального снимка, снимая с недодержкой и «вытягивая» тени в редакторе. Приглядитесь к гистограмме: даже на переэкспонированном на 2 ступени изображении вы увидите небольшой пик слева, в области стопроцентного черного. Это область теней в кадре слева. Этот пик говорит о том, что контраст камеры при съемке надо снизить, или, что является лучшим вариантом, добавить заполняющее освещение. Если бы у этого дома на фотографии снимали кино, за кадром вы бы наверняка увидели три огромных грузовика, забитых электрогенераторами и осветительным оборудованием. Матрица камеры работает совершенно иначе, чем наша сетчатка. Часто для того, чтобы фотоснимок выглядел натурально, надо очень много искусственного света. Снимок можно считать недоэкспонированным, если ни один канал на гистограмме не коснулся правой границы. Недоэкспонированные снимки легко правятся в редакторе: нужно всего лишь сдвинуть правый ползунок в окне Levels редактора AdobePhotoshop влево, к крайнему правому каналу гистограммы. Переэкспонированные цифровые фотоснимки, к сожалению, уже не спасти. Те области, что залиты стопроцентным белым цветом, потеряны навсегда. Невозможно сдвинуть слайдер Levels вправо от правой границы гистограммы — после цифры 255 какая-либо информация о цвете отсутствует вообще! Лучший способ оценить, правильно ли экспонировано изображение — внимательно изучить сам снимок, а не гистограмму. Помните, что вы умнее, чем гистограмма, и ваши глаза — вот кто дает главную оценку фотографии. Гистограмма — всего лишь полезный инструмент, подсказка, а не абсолютный авторитет. Во время съемки не зацикливайтесь на гистограмме, а думайте о том, что и как фотографируете. Автор: Ken Rockwell
Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: Фотожурнал / Основы фотографии / Как пользоваться гистограммой
Курсы обучения фотографии:Тематические уроки по фотографии:
Мастер-классы для фотографов: |
© 2016 — 2023 Насмотренность
Любое копирование и использование текстов этого сайта без предварительного письменного согласия администратора запрещено.
| E-mail: darya@paninphotoschool.ru |