|
| Ирвинг Пенн. Из мира гламура к съемкам портретов и натюрмортовИрвинг Пенн, скончавшийся в возрасте 92 лет, был одним из величайших фотографов XX века. Его фотосъемки начали появляться на страницах модного журнала Vogue с Сам Пенн предпочитал описывать свои фотоработы как «Блаженства». Однако в отличие от декоративности ангелов стиля барокко, «религию» Пенна отличала крайняя безмятежность и кажущаяся простота, запечатленная именно так, что форма превращается в отличительный стиль. Этот стиль, который с самого раннего этапа творчества отличался четкой завершенностью, оставался неизменным вне зависимости от видов съемки: будь то разворот модного журнала или букет цветов, черно-белая фотография или цветная, съемка в Соединенных Штатах или Африке. В Энциклопедии современных фотографов (1982) Ирвинг Пенн представлен фотоработой «Больница» (Ospedale), снятой в 1980 году. На снимке — строгая композиция из треснувшего кувшина, на котором лежит череп, грубо сделанного распятия, рассыпанного пепла и запечатанной бутыли с не то лекарством, не то ядом. Подобные натюрморты, написанные в Средние века, обычно имели морализаторские название, к примеру, Sic transit Gloria mundi (лат. Так проходит мирская слава). Фотография Пенна с ее простым названием «Больница» может быть прочтена как совсем иная притча о современном отношении к жизни. Всемирное признание не обошло фотографа стороной, при этом он представлял собой занятную смесь эстетики и аскетизма. Пенн родился в Плайнфилде, штат Нью-Джерси. Его отец Гарри был часовщиком, мать Соня — медсестрой, а младший брат Артур впоследствии стал известным кинорежиссером. С 1934 по 1938 год Пенн обучался у легендарного дизайнера Алексея Бродовича в Школе искусств при Музее искусств Филадельфии, который каждую неделю приезжал из Нью-Йорка, где работал в журнале Harper’s Bazaar. После неоплачиваемой стажировки у Бродовича в журнале, Пенн некоторое время проработал арт-директором универмага Fifth Avenue. В это время он начал делать жанровые уличные фотографии. Затем Пенн на год уезжает в Мехико, чтобы погрузиться в занятия живописью. Это, как он сам позже отмечал, дало ему понимание работы с простотой света и формы, что в дальнейшем стало двумя отличительными чертами его работ. После возвращения Пенна из Мехико Бродович познакомил его с Александром Либерманном, арт-директором журнала Vogue, чьим ассистентом он и стал. Первая фоторабота Пенна для Vogue — натюрморт из перчатки, ремня и кошелька, попала на октябрьскую обложку журнала 1943 года. За длительное время сотрудничества Пенна с Conde Nast, издательского дома, выпускающего Vogue, его фотографии появлялись более чем на 150 обложках издания. Первые шаги в профессиональную фотографию Пенн сделал во время Второй мировой войны, помогая в составе Американской полевой службы Британскому корпусу в Италии и Индии в В 1950 году Пенн женился на известной модели Лизе Фонсагривс, при этом продолжив с ней и профессиональное сотрудничество. Он продолжал преуспевать, работая в Vogue, привнося на страницы журнала новые формы фотографии, например, публикацию черно-белого снимка на обложке, что ранее в издании не практиковалось. Также не без влияния социально-направленных работ Уолкера Эванса и документальных зарисовок французского фотографа Эжена Атже Пенн начал замечать свой угасающий интерес к съемке моды и растущий — к портретированию. Ирвинг Пенн обладал даром черпать вдохновение из любого источника и оттачивать мастерство до самой его сути, отбросив все лишнее, — отсюда и происходит прославленная невесомость его работ и кажущийся анахронизм их названий. Вместе с мексиканским фотографом Альваресом Браво Пенн был убежден, что название фотографии — это ее неотъемлемая часть. В фотографии 1951 года, на котором Пенн запечатлел Лизу в бальном платье, виден лишь силуэт «Девушки с платком» (Woman with a Handkerchief), и только одна деталь ярко выделяется светом. На снимке того же года «Девушка с табаком на языке» (The Girl with Tobacco On Her Tongue) она убирает кусочек табака с языка длинным острым ноготком, отвлекая внимание от модных аксессуаров: шляпы, сережек и завязок на шее. Умение Пенна балансировать на границе мистического и жуткого было доведено до совершенства в его знаменитой фотосерии 1974 года «Миры в маленькой комнате» (Worlds in a Small Room), чье название отсылает зрителя к передвижной фотостудии, которую он брал с собой в путешествия от Азии до Австралии. Благодаря этой студии, он мог воссоздать свой излюбленный однотонный фон и снимать туземцев Асаро или крестьян Перу в том же нейтральном окружении, что и на своих фотографиях для журналов моды.
Его острый на необычные детали взгляд вместе с крайней строгостью композиции и контрастом светотени — все это отражало полярность современности и художественности в работах Пенна, независимо от их тематики. К С Морис Гудекет, муж французской писательницы Колетт, отметил способность Пенна удивлять повседневными вещами. Так он описал визит Пенна для съемки писательницы в 1951 году по случаю ее Манера работы Пенна была крайне необычной. Сесил Битон писал в 1975 году: «Пенн удивительно сам же все для себя усложняет. Он не использует никаких специальных устройств, штативов, ничего, кроме самого простого освещения — обычно это один боковой источник света». На портрете Битона, снятом Пенном в 1950 году, одна половина его лица находится в глубокой тени, тогда как другая подсвечена, подчеркивая его галстук-бабочку и мягкие складки черной мантии. Эта техника также оправдала себя при съемке портрета «Угольщика» (Coal Man, 1950), чей кожаный шлем, с его длинным клапаном сзади (на котором он будет нести свой ящик с углем) отливает черным на фоне светлой рубашки, хотя его плечо уже покрыто полосками грязи. Оба мужчины были сняты на том же студийном фоне, который Пенн постоянно использовал для своих журнальных съемок в Что бы ни вдохновило Пенна в Латинской Америке, в его творчество вошла завораживающая абстрактность скрытого и выставленного напоказ, в фотографиях большую роль стал играть контраст и светотень, нежели конкретный предмет. Битон писал: «В действительности... Пенн вкладывает в свои работы весь свой истинный пыл — вот, чем ценны его фотографии». В 1984 году Джон Жарковски организовал в Музее Современных Искусств в Нью-Йорке его ретроспективу, а начиная с 1987 года работы Пенна регулярно выставлялись в Галерее Пэйс-МакГил в Нью-Йорке. В 1996 году Пенн представил свои фотоархивы и авторские отпечатки в Институте Искусств Чикаго. Его работы хранятся в коллекциях Музея Метрополитан и Музее Современных Искусств, Институте Смитсони в Вашингтоне, В Галерее Искусств в Турине, в Музее Стеделейка в Амстердаме и Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Лиза Фонсагривс умерла в 1992 году, оставив Пенна с их сыном Томом, падчерицей Миа, восемью внуками и братом Ирвина Артуром. Вероника Хорвэл писала: «Александр Либерманн, будучи арт-директором Vogue в 1943 году, дал Пенну работу, запомнив, что этот молодой человек «ходил без галстука и в кроссовках». Либерманн описывал его, как целеустремленного, точного, с «американским чутьем, которое заставляло его смотреть вглубь». Он понял, что то, как Пенн смотрел на мир, а впоследствии и на моду, было в чем-то схоже жесткой прозе американской литературы, этой технике искусной немногословности. Время, когда Пенн вернулся в Vogue в качестве штатного фотографа после войны, было идеальным. Еще до того, как коллекция Диор в 1947 году с ее необычными силуэтами и вылепленными формами задала тон на 20 лет вперед, в моду вошла скульптурность. Детали гардероба — шляпки, перчатки, широкие рукава и воротники — они будто были макетами из бронзы, которые можно было носить, и именно так Пенн их фотографировал: массивно и монолитно, словно из них можно было соорудить постамент. Предполагалось, чтобы целостные ансамбли выглядели как силуэты — так Пенн их и фотографировал, удаляя из кадра все излишества, кроме поз его любимых моделей: всегда с сигаретой в руке, на фоне текстурной черной стены. На портрете 12 моделей (1947) помимо нарядов моделей можно также разглядеть невзрачный пол. В 1950 году Пенна послали в Париж снимать модные коллекции. Он арендовал студию и снимал при дневном свете на фоне старой театрального занавеса вместо стены. Драматизм на снимках Пенна не всегда был представлен одеждой, хотя легендарная обложка Vogue 1950 года, на которой снята удивленная модель под вуалью шляпки и с огромным бантом, уже сама по себе является примером романтической комедии. Ему нравилось фотографировать моделей с решительным характером (включая свою жену) и рассказывать историю без места действия и с малым количеством декораций. Взглянуть хотя бы фото двух моделей 1958 года (одна надела предложенные очки): сгорбившихся за столом, читающих, курящих, потягивающих кофе, одна сумка брошена по полу, другая висит на спинке стула. Эта заявка о женской независимости в поведении была запечатлена за десяток лет до того момента, как стала частью современной жизни. Даже его снимок, где Джин Пэтчетт лежит на мятой постели, говорит об иной жизни, в которой женщина, возможно, даже работает полный день. Он был в восторге от решительного языка тела, который женщины стали использовать в ранних Пенн продолжал снимать для модельеров. Иссэй Миякэ в 1988 году так написал об одной из фотографий его дизайнерской одежды, скульптурность которой Пенн передал на фотобумаге: «Этой одежде дали собственный голос... Я создал эту одежду, но она была показана так, что открылась даже мне совершенно иной стороны». Пенн также был пионером предметной рекламной съемки, когда Vogue открыл новые большие рубрики, посвященные косметике и уходу за кожей. Он уделял внимание деталям, абстрагируясь в спокойный американский сюрреализм (среди его кумиров был Джорджо де Кирико). Его видение рекламы стеклянных бутылочек из серии лечебной косметики Clinique от Estee Lauder позволяет линии по-прежнему находиться на вершине успеха даже 20 лет спустя.
P.S. Still life Ирвинга Пенна. Натюрморт как творческая свобода Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: Фотожурнал / Мастера фотографии / Ирвинг Пенн. Из мира гламура к съемкам портретов и натюрмортов
Курсы обучения фотографии:Тематические уроки по фотографии:
Мастер-классы для фотографов: |
© 2016 — 2023 Насмотренность
Любое копирование и использование текстов этого сайта без предварительного письменного согласия администратора запрещено.
| E-mail: darya@paninphotoschool.ru |