Насмотренность   Насмотренность






Фотосъемка при низкой освещенности. Советы для разных жанров

Самое важное в фотографии — это умение правильно работать со светом. Об этом сотни раз сказано и написано, и это действительно так: именно освещение может помочь создать прекрасную фотографию или же полностью погубить снимок. Хорошая освещенность сцены облегчает работу фотографа, однако это совсем не означает, что в сумерках или при менее удачном освещении вам стоит отложить камеру подальше. Конечно, фотографировать будет сложнее, но при определенном умении и правильных настройках фотоаппарата можно получить замечательный результат даже в самых сложных съемочных условиях.

Свет многогранен, и для каждого жанра фотографии существуют свои нюансы работы с ним. В этой статье своими секретами поделятся сразу четыре профессиональных фотографа, которые часто сталкиваются с непростыми условиями освещения. Узнайте, как получить качественный и интересный снимок при любой задаче: репортаж (концертная фотография), архитектура, портрет и пейзаж.

Концертная фотография. Фотограф Дэнни Пэйн

Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne)
Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne) Малая освещенность - Концертная фотография - Фотограф Денни Пейн (Danny Payne)
  • Снимайте в ручном режиме
  • Полуавтоматические режимы съемки могут выручить, если перед вами стоит задача полностью отсняться всего за три песни и нет времени на точную установку параметров. Однако результат такой работы, скорее всего, будет средним.

    Снимая в ручном режиме, вы можете менять настройки «на лету» и быть полностью уверенным в попадании в экспозицию, даже если случайно захватили в кадр еще один источник света.

  • Поставьте автофокусировку по одной точке
  • Попасть в резкость, снимая светосильным объективом в темноте — довольно непростая задача. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости, поэтому нужно внимательно следить за тем, на чем фокусируется камера, чтобы не получить «мыло» на ключевых частях снимка.

    Установив настройку автофокусировки по конкретной точке, вы добьетесь четкого снимка с фокусом на лице артиста, а не на грифе его гитары.

  • Сильная хватка
  • Вместо того, чтобы во время съемки придерживать объектив большим и указательным пальцем, положите его на всю ладонь. Представьте, что держите миску с супом — так вес объектива распределится на большую площадь.

    Этот прием помогает снизить вероятность смаза. Не забывайте также прижимать локти во избежание дополнительной тряски камеры.

  • Глядите в оба
  • Не прищуривайтесь! Снимайте с открытыми глазами. Поначалу это может показаться непростой задачей, зато поможет во время съемки видеть все происходящее на сцене и вовремя уловить яркий момент.

  • Прислушайтесь
  • Во время съемки обращайте внимание на саму музыку: во время эмоционального пассажа в песне вполне можно ожидать, что кто-то из музыкантов подпрыгнет или вытворит еще что-то интересное.

    Светотехники, как правило, также подчеркивают освещением определенный момент в песне. Когда слышите мощный припев, то будьте готовы к необычным световым эффектам.

  • Отметьте расположение источников света
  • Самое важное, что стоит заметить перед съемкой концерта — как располагаются осветительные приборы на сцене. Осмотритесь и займите наиболее выгодную позицию.

  • Подальше от микрофона
  • Микрофон — это зло. Артиста стоит фотографировать вдали от него по нескольким важным причинам. Во-первых, нам важно сделать фокус не на микрофоне, а на самом музыканте, что довольно затруднительно, если микрофон постоянно мелькает перед лицом выступающего. Во-вторых, чаще всего необычные и эмоциональные снимки получаются, когда артисты не поют. Снимки поющего солиста будут у всех фотографов, снимающих концерт одновременно с вами. Но далеко не каждый успеет поймать нахальную ухмылку, которую фронтмен бросит гитаристу, осознав, что запорол ему соло.

  • Техническая грамотность
  • Вы должны знать свою камеру как пять пальцев и уметь менять нужные настройки в считанные секунды. Так вы не упустите важный кадр, закопавшись с переключением режимов.

  • Подходите к процессу творчески
  • Мерцание стробоскопов, блики, силуэтная съемка — это лишь несколько вариантов, к которым стоит присмотреться вместо того, чтобы ожидать прямого освещения лиц артистов (его в итоге может вовсе и не быть). Вы должны выжать максимум в конкретных условиях съемки и при конкретном освещении, чтобы в итоге получить особенные фотоснимки.

Сайт фотографа Денни Пейна

Архитектурная фотосъемка. Фотограф Кристофер Грюнерт

Малая освещенность - Архитектурная фотография - Фотограф Кристофер Грюнерт (Kristopher Grunert) Малая освещенность - Архитектурная фотография - Фотограф Кристофер Грюнерт (Kristopher Grunert) Малая освещенность - Архитектурная фотография - Фотограф Кристофер Грюнерт (Kristopher Grunert) Малая освещенность - Архитектурная фотография - Фотограф Кристофер Грюнерт (Kristopher Grunert) Малая освещенность - Архитектурная фотография - Фотограф Кристофер Грюнерт (Kristopher Grunert)
  • Тщательно экипируйтесь
  • Удостоверьтесь, что помимо необходимого фотооборудования и аксессуаров вы взяли с собой необходимую экипировку, бутылку воды и перекус. Вам должно быть максимально комфортно работать, чтобы суметь полностью сосредоточиться на процессе фотографирования.

  • Определитесь с освещением
  • Как только вы прибудете на локацию, оцените расположение объекта съемки, внимательно изучите, как на него попадает солнечный и/или лунный свет. Необязательно брать с собой компас, хотя порой он может быть вам подспорьем. Существуют мобильные приложения (например, SunSeeker), позволяющие определить точное расположение Солнца и Луны в любом месте в определенный день.

  • Выдержка — наше всё
  • Поскольку ваша съемка будет происходить в условиях недостаточного освещения, вам придется использовать длительную выдержку. Удостоверьтесь, что тратите время на стоящий кадр.

    Очень важно исключить любую возможность вибрации камеры, поэтому, во избежание «шевеленки», используйте устойчивый штатив и дистанционный пульт спуска затвора. При съемке с выдержкой от 1/60 до 5 секунд для повышения качества снимка можно также включить предварительный подъем зеркала фотоаппарата.

  • Автомобиль в помощь
  • Благодаря свету от фар автомобиля даже обычный склад на фотографии будет выглядеть привлекательно. Попробуйте поймать движение света.

  • Брекетинг экспозиции
  • Попробуйте снять один и тот же кадр с разными настройками, не перемещая штатив. При постобработке можно будет протереть слои по маске и получить интересные световые эффекты.

  • Снимайте в RAW-формате
  • Об этом говорят все и везде, но почему-то люди часто пропускают этот совет мимо ушей. Всегда снимайте в RAW! Это дает возможность быстро поправить возможные промахи по экспозиции.

  • Снимайте оперативно
  • Если вы фотографируете в сумерках, обходите здание с востока на запад, если на рассвете — двигайтесь с запада на восток. Помните, что в эти промежутки времени свет меняется каждую минуту, и работать нужно быстро.

Сайт фотографа Кристофера Грюнерта

Портретная фотосъемка. Фотограф Мисс Аниела

Спектакль-импровизация (An im-promptu perfomance) - Фотограф Мисс Аниела (Miss Aniela) Что-то ею двигало (Something Moved Her) - Фотограф Мисс Аниела (Miss Aniela) Подвешенная» (Suspended) - Фотограф Мисс Аниела (Miss Aniela) В лаборатории» (In The Laboratory)- Фотограф Мисс Аниела (Miss Aniela) Крюк (Hook) - Фотограф Мисс Аниела (Miss Aniela)
  • Зафиксируйте камеру
  • Скорость срабатывания затвора — один из важнейших аспектов фотосъемки в условиях низкой освещенности, поэтому важно, чтобы камера находилась в как можно более устойчивом положении. Если выдержка больше, чем обратное значение фокусного расстояния объектива (например, при использовании 50-мм объектива — это выдержка 1/50 и дольше), стоит использовать штатив. Также он поможет вам при совмещении двух изображений в одно.

  • Замедлитесь
  • Я не всегда стремлюсь получить на фотографии «правильный» фокус или резкость, поэтому часто целенаправленно снимаю на более длительной выдержке, чем того требует определенная ситуация. Так я добиваюсь особого художественного эффекта, его вы можете увидеть в моей работе «Спектакль-импровизация» (An im-promptu perfomance). Это автопортрет. Эффекта смаза подола платья я добилась непосредственно во время съемки: спуск затвора сработал по таймеру в то время, как я подпрыгнула. Мягкие очертания силуэта получились также благодаря длительной выдержке. Эту фотографию я сделала со следующими настройками: диафрагма f/2.8, фокусное расстояние 14 мм и выдержка 1/15 сек.

  • Играйте со светом
  • Если до этого вы снимали только при рассеянном освещении, то перед вами огромный простор для творчества и импровизации. Пробуйте новые световые решения! Вы можете поэкспериментировать со светом от свечей, торшеров, факелов — каждый источник света придаст снимку свою изюминку. Фото «An impromptu performance», о которой говорилось выше, я сняла с обычным освещением от подвесного потолка с темном коридоре дома. В итоговой композиции я объединила три фигуры, снятые в одном и том же месте, и обработала изображение так, чтобы в целом антураж выглядел мрачнее: мне хотелось придать фотографии стилистику полотен Дега.

  • Уделите внимание одежде модели
  • Для съемки в условиях недостаточного освещения важно подобрать для модели одежду светлых оттенков, которая будет максимально отражать имеющийся свет. Тот же принцип работает и в случае с бледной кожей, поэтому мне нравится экспериментировать со съемкой обнаженной натуры в сумерках.

    На моей фотографии «Что-то ею двигало» (Something Moved Her) модель одета в белое струящееся платье, которое идеально подходит для этих условий освещения и создает иллюзию движения, что не было бы так ярко читаемо в случае в темным нарядом.
    В результате получился восхитительный воздушный ангельский образ.

  • Используйте отражатель
  • Еще одним вариантом съемок в условиях низкой освещенности может стать фотосессия на закате или в лучах заходящего солнца. Здесь вам поможет правильное использование отражателя. С его помощью вы можете перенаправить небольшое количество света на модель — это поможет отделить фигуру от темного фона и смягчить тени.

    Такой прием я как-то использовала во время съемок обнаженной натуры на опушке в лесу. Лучи солнца просачивались сквозь верхушки деревьев, и с помощью отражателя я подсветила лицо модели. Это создало интересный эффект, который в целом оживил фотографию.

  • Снимайте в движении
  • Использование длинной выдержки при съемке в движении позволяет исказить фигуру человека, поставить акцент. Это интересный прием для съемки в любых условиях, однако при низкой освещенности такая техника позволяет добиться художественного эффекта размытия, причем не обязательно на всей фотографии, можно выделить какую-то определенную область и тем самым подчеркнуть глубину и драматизм сцены.

    Для фотографии «Something Moved Her» я попросила модель стоять неподвижно и при этом поигрывать длинными полами
    ее платья — так мне удалось объединить в одном изображении статичность и движение, не прибегая к помощи Photoshop.

  • HDR
  • Почему бы не сделать несколько снимков и не объединить их в одно изображение? На этом основан прием HDR, где кадры с более короткими и более длинными выдержками объединяются в один для получения равномерного распределения теней и светов в кадре.

    Этот прием сильно упрощает жизнь при съемке высококонтрастных сцен с большими темными участками в кадре. Установите камеру в режим автобрекетинга экспозиции и поставьте фотоаппарат на штатив. Полученные кадры можно объединить в программе Photomatix или в Photoshop (функция «Объединить в HDR»).

  • Объединяйте кадры с умом
  • Решением в ситуации со сложным освещением во время съемок моей работы «Подвешенная» (Suspended) было нестандартное использование технологии HDR. Я снимала кадр с подвешенной за талию девушкой, она висела на толстой веревке над театральной сценой под прожектором, свет от которого был очень ярким в сравнении с обстановкой вокруг. В результате съемки трех кадров с разной экспозицией получился снимок со слишком большим количеством ореолов вокруг девушки, мне он не понравился. Вместо этого я сделала один кадр с экспозицией по светам и второй с более длительной выдержкой — с экспозицией по заднему плану, оба с использованием штатива. Далее я объединила их в конечный снимок помощью слоев в Photoshop.

  • Боковое освещение
  • Один из способов использования внешней вспышки при съемке в низком ключе — поставить ее сбоку от объекта съемки (боковое освещение). Это позволяет вытянуть фигуру и добавить снимку кинематографичности с ее специфичной утонченностью.

    Так я снимала фото «В лаборатории» (In The Laboratory). Съемка проходила в заброшенном здании. Я установила осветительный прибор в комнате справа от съемочной площадки таким образом, что тусклый свет проникал в темный коридор подобно освещению из дверного проема на заднем плане. Таким образом можно осветить сцену, при этом избежав бликов и излишней освещенности, которая будет неприятна глазу.

  • Постоянный свет
  • Для меня использование постоянных источников света — это увлекательное продолжение моих экспериментов с импровизированным освещением, которым я увлекалась раньше, и оно дает возможность лучше контролировать освещенность сцены на глаз.

    Во время съемок фото «Крюк» (Hook) я установила источник слева от модели. Получился довольно драматичный образ, лицо модели контрастно освещено. Половина лица модели находится практически в полной темноте, виднеется лишь яркий голубой глаз, что хорошо вписывается в концепцию этого странного и зловещего снимка. Для съемки таких портретов с постоянным светом я выставляю баланс белого в режим «Лампа накаливания» (прим. редактора: 3200К).

Сайт фотографа Мисс Аниела (Miss Aniela)

Пейзажная фотография. Фотограф Джейсон Свейн

Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain)
Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain) Малая освещенность - Пейзажная фотография - Фотограф Джейсон Свейн (Jason Swain)
  • Вложитесь в оборудование
  • Если топовые профессиональные объективы для вас сейчас недоступны по цене, приобретите Sigma 10-20mm f/4-5.6 — это универсальный объектив. Я до сих пор постоянно его использую, и он оправдывает свою стоимость даже по прошествии многих лет. Съемка на такой широкий угол (фокусное расстояние 10 мм) позволяет захватить в кадр огромное пространство, а также использовать максимум от имеющегося освещения.

  • Драматичное ч/б
  • Если небо тускнеет, добавьте драматизма — снимайте с учетом последующего перевода фотографии в черно-белую гамму.
    В случае, если вам сложно представить, как пейзаж будет выглядеть в черно-белом исполнении, переключитесь в монохромный режим и используйте настройки режима Live View — так вы сможете увидеть результат в превью на экране фотоаппарата.

  • Используйте фильтры
  • Использование нейтральных фильтров позволит сохранить детализацию на переднем плане во время съемки при относительно ярком небе, так что всегда имейте набор при себе. Но иногда уместно отказаться от их использования — когда хочется добавить драматичности и оставить от переднего плана лишь темный силуэт.

  • Не дергайтесь
  • Светосильные объективы и съемка на коротких выдержках — действительно выход для фотографирования пейзажей при недостаточном освещении. Не забудьте опробовать разные режимы стабилизации на своем объективе.

    Если у вас нет объектива со стабилизацией, то вместо штатива вы всегда можете опереться о стену или поставить камеру
    на землю — так вы, вдобавок, получите необычную точку съемки.

  • Небольшое недоэкспонирование — это нормально
  • Помните, что основная цель съемки пейзажа при низкой освещенности — передать ощущение нарастающей темноты и подчеркнуть последние закатные лучи солнца и отражения на поверхности воды.

    Не используйте вспышку, позвольте некоторым участкам остаться недоэкспонированными. Для такой фотографии крайне важны света, нужно постараться передать их как можно более естественным образом, чтобы сцена в целом смотрелась естественно, а не выглядела искусственным компьютерным HDR-изображением.

  • Используйте отражения
  • Если я включаю в композицию отражения в воде, то не стремлюсь к симметрии. Часто такой прием помогают сделать фокус на том участке, к которому я хочу привлечь внимание зрителя.

Сайт фотографа Джейсона Свейна (Jason Swain)

В фотографии все отталкивается от освещения. Какой бы жанр вы ни выбрали — изучайте свет, набирайтесь опыта и запоминайте нюансы. Доверьтесь любопытству и собственной интуиции — они проведут вас в нужном направлении.


Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Уроки фотографии / Фотосъемка при низкой освещенности. Советы для разных жанров
Тэги к статье: освещение, начинающим, пейзаж, портрет, репортажная съемка,
Дата: 2015-09-12 | Просмотров: 11121

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: