Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Фотограф Марко Гроб: от предметов к портретам

Как зарабатывать деньги любимым делом, начать развиваться в портретной фотографии и снять обложку TIME за 45 секунд — об этом Марко Гроб рассказывает в своем интервью.

Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) в течение 20 лет снимал натюрморты и занимался коммерческой предметной фотосъемкой в родной Швейцарии, пока в 2003 году не решил покинуть Европу. Он переехал в Нью-Йорк, сфокусировав свое внимание на портретной фотосъемке, после чего, как он считает, действительно влюбился в фотоискусство. Когда-то для своей первой фотографии мастер скрупулезно и точно выставлял свет, формируя блики на предметах, теперь же он скульптурно подчеркивает светом черты лиц своих моделей.

Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Джордж Клуни Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Леонардо ДиКаприо Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Майкл Дуглас Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Роберт Дауни-младший Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Стив Джобс

Вы родились и выросли в Швейцарии. Как это повлияло на эстетику ваших фоторабот?

Я родился в небольшом городке Ольтен, который располагается между Цюрихом и Берном. Мне кажется, на меня, скорее, оказало влияние искусство Англии 80-х годов, нежели непосредственно Швейцария. Я дитя поп-культуры того времени и большой поклонник группы DepecheMode. С 13 до 18 лет я подрабатывал, помогая по выходным самому крупному музыкальному промоутеру в Швейцарии. Я работал с такими иконами музыки как AC/DC и Queen, вращался среди людей, страстно преданных делу, которым они зарабатывали на жизнь. Вместе с тем они были непревзойденными экспертами в своей области. Я ежедневно наблюдал за тем, как усердно нужно работать, чтобы выйти на их уровень, насколько необходимо поддерживать и развивать свой талант. Это действительно оказало огромное влияние на принципы, которых я придерживаюсь в своей работе. Я уверен, что можно зарабатывать, занимаясь любимым делом.

Интересный факт, что два десятилетия Вы занимались предметной фотосъемкой, прежде чем переключились на портреты.

Мне всегда нравилось снимать портреты, даже когда я зарабатывал на жизнь предметной фотосъемкой. В то время я не был до конца честен с собой, не был уверен, что смогу зарабатывать тем видом съемки, который люблю больше всего. Самый большой урок, который я вынес, общаясь с музыкантами, — это то, что нужно как можно раньше вступать в игру. Да, я стал фотографом. Но говоря их языком,если ты гитарист, то какой именно? Если ты играешь рок, то какой именно рок? Необходимо быть честным с самим собой и найти собственное звучание. В 2003 году мне исполнялось 40 лет, и я пришел к выводу, что либо я попробую сейчас, либо уже никогда этого не сделаю. Я знал, что если хочу серьезно заняться портретной фотосъемкой, мне необходимо уехать из Швейцарии. Если вы хотите стать рыбаком, сначала вам нужно уехать на море, а если хотите ловить именно крабов, то лучше вам отправиться конкретно на Берингово море. Мне нужно было влиться в рынок, работа сама не пришла бы ко мне в руки.

Как Вы начали претворять свой план в жизнь?

Я не чувствовал в себе готовности ехать в Нью-Йорк, поэтому сперва направился в Кейптаун, в Южную Африку. Многие европейские журналы проводят там свои съемки во время летнего сезона. В возрасте 37 лет я снял там свою первую обложку. В Швейцарии нет рынка журнальной фотографии, а я твердо уверен, что без такого рода съемок фотограф не может развиваться.

Вы считаете, что по сравнению с рекламной съемкой в работе для журналов больше творчества и меньше границ?

Вы можете заработать большие деньги на рекламной фотосъемке, но так и не сформировать свой собственный стиль. В 2008 году я почувствовал себя готовым ехать покорять Нью-Йорк — своеобразную Мекку для фотографов. Самые известные мастера либо жили там, либо на каком-то этапе своего становления проходили через испытание Нью-Йорком, тот же Ричард Аведон, Ирвинг Пенн. И на то есть своя причина. Помимо того, что именно в Нью-Йорке находятся главные офисы всех ведущих журналов, также любая крупная знаменитость, будь то политик, ученый, художник, так или иначе здесь появляются по тому или иному поводу. К нам поступают звонки из журнала TIME или других изданий: «Сможешь завтра сделать его портрет?» Жизнь здесь сама предлагает тебе работу. Большую часть года я путешествую.

Опыт предметной фотосъемки как-то помог Вам в портретировании?

Этот опыт помог мне в плане творческого подхода к съемкам. От профессиональных музыкантов я слышал, что им понадобилось десять лет, чтобы научиться играть на гитаре, и еще десять, чтобы забыть то, чему их научили — выработать свой собственный стиль. Ты не играешь просто потому, что умеешь играть. Ты играешь, потому что считаешь, что должен заниматься именно этим. Я черпаю вдохновение в других видах искусства — предпочитаю работать именно так, нежели стараться поразить зрителя своим огромным багажом знаний о правильной установке света. Основная загвоздка в том, что многие люди упираются именно в технические вещи. Сейчас на съемках я обычно использую один-единственный источник света, а для коммерческой работы (я снимаю афиши для кино, и это мой основной источник дохода) разрабатываю свои схемы освещения. Я знаю, как все это организовать и на пару дней меня это захватывает.

Если хотите понять, к чему я стремлюсь, посмотрите документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Ученики работают с мастером в течение 10 лет, и единственное, что они говорят ему за все это время, — «хай». Это означает «да, я принимаю мастера таким, какой он есть». Много лет тому назад в Швейцарии я так работал с мастером по печати. Сейчас я веду классы по журнальной фотосъемке, и на этих уроках тоже выкладываюсь по полной. Я верю, что нужно иметь работать под давлением, верю в упорный труд.

Вы фотографировали во всех уголках Земли, и Ваши работы отличает мастерское умение комбинировать естественное и искусственное освещение. Как вы добиваетесь такого результата?

Все дело в правильном соотношении между естественным светом и светом от вспышки, важно не пересветить картинку. У меня есть базовый комплект света от Elinchrom, я всегда вожу его с собой. Сейчас я только что вернулся со съемок в Эфиопии. В начале постановки света я всегда прошу мою ассистентку обойти вокруг предмета съемки с включенным большим софтбоксом, чтобы подобрать оптимальное освещение. RangerRX от Elinchrom — фантастический прибор с импульсом в 400 Джоулей, который практически ничего не весит и подключается к генератору QuadraHybridASRX. Я снимаю на камеры Hasselblad, которые позволяют мне синхронизироваться на коротких выдержках (1/500с, 1/800с).

У Вас очень характерная манера освещения — очевидно, привнесенная из натюрмортной фотосъемки. Создается впечатление, будто Вы лепите лицо портретируемого с помощью света.

Да, это так. Я исследователь. Я люблю свет, исследую его, наблюдаю, как он падает на предметы и играет на них. Я постоянно слежу за работами коллег-фотографов и операторов, недавно я на целую неделю засел в классе колледжа с великим кинооператором Расселом Карпентером, снявшим «Титаник». Это постоянное обучение. И это именно то, что я люблю. Я постоянно спрашиваю себя, как подняться на новый уровень, улучшить свои навыки. Знаю, я везунчик! Я отхватил себе билет в первый ряд, оказался в нужный момент в нужном месте, и хочу сохранить его за собой на всю оставшуюся жизнь. Работа фотографом — самый интересный, захватывающий, фантастический способ заработать себе на жизнь.

Используемая фототехника

Я снимаю исключительно на Hasselblad H5D 60MP, использую объективы Hasselblad 80мм, 50мм, 35м и макро-объектив 120мм». Что касается света, уже больше 25 лет я отдаю предпочтение марке Elinchrom. В основном, использую импульсный свет — источники меньше весят, они довольно мощные, нужно меньше проводов и так далее. У меня несколько источников в 650 Дж и 1200 Дж. Также мы используем генераторы Ranger Quadras со съемными аккумуляторными батареями. Мы брали их с собой на съемки в Африку, и они отлично себя зарекомендовали, мощные и легкие — потрясающие!

Съемка Стива Джобса. Обложка TIME за 45 секунд

Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Портрет Стива Джобса

Профессионализм Марко Гроба прекрасно иллюстрируют кадры с площадки, на которой снимались портреты Стива Джобса. Портреты были опубликованы на обложках и разворотах двух номеров журнала TIME и стали последними фотографиями в жизни основателя империи Apple.

Для этих съемок Марко Гроб прилетел вместе со своей командой в штаб-квартиру Apple в Калифорнии в апреле 2010 года. На подобных съемках время — деньги, и большая часть времени уходит на подготовку, чтобы сама фотосессия прошла как можно быстрее и результативнее. Как вы можете наблюдать в видео, были подготовлены две отдельные сцены, чтобы в процессе съемок не тратить время на замену фона.

Вся фотосессия заняла 3 минуты 18 секунд, на первую обложку пошел уже второй сделанный кадр, снятый через 45 секунд после того, как Стив Джобс зашел на съемочную площадку.




Как самому создавать впечатляющие портреты?
Фотокурс «Портрет. Начало» был разработан мастером портретной фотографии Михаилом Паниным специально для новичков. Это настоящий «букварь» студийного фотографа — скрупулезно собранная база практических знаний, необходимая для дальнейшего развития.

Мужские портреты Марко Гроба

Портреты авторства Марко Гроба очень характерны — помимо того, что фотографии неординарных людей у него крайне неординарны. Он ставит себе на службу все — свет, эмоции, первоклассную фототехнику — и результатом становятся потрясающие кадры. По всей видимости, Марко отличный психолог и человек, умеющий не просто видеть основные черты личности, но и выражать их на фотобумаге.

В таких случаях остается только посмотреть, после чего просто поаплодировать:

Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Дэвид Линч Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Элтон Джон Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Бен Аффлек Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Стивен Спилберг Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Herbie Hancock, Maceo Parker
Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Райан Лохте Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Самуэль Л. Джексон Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Том Джонс Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Герой фильма Мстители Фотограф Марко Гроб (Marco Grob) — Джефф Бриджес

Больше фотографий Марко Гроба вы можете увидеть на его официальном сайте: www.marcogrob.com

© Дарья Панина, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.


Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Интересное / Фотограф Марко Гроб: от предметов к портретам
Тэги к статье: интервью, интересные фотографы, портрет, освещение
Дата: 2015-09-12 | Просмотров: 4142

Читайте также: Рекомендуем преподавателя:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: